Залы Эрмитажа. Источник: artchive.ru

Art&Science в Эрмитаже: почему живописи вреден воздух и зачем делать слепок травы

Почему произведения живописи со временем тускнеют и покрываются трещинами? Могут ли ученые помогать художникам в создании искусства? На эти и другие вопросы ответили лекторы просветительского проекта «Art&Science: наука, искусство, музей», который уже третий месяц проходит в Эрмитаже. Лекции бесплатны, но для тех, кто не смог послушать экспертов «вживую», мы публикуем тезисы их выступлений.

Остин Невин, научный сотрудник в Институте фотоники и нанотехнологий (Италия): «Окружающая среда: сохранение культурного наследия и искусство света».

Один из вопросов, который стоит перед учеными, очень непростой: как художники создавали свои произведения? Я имею в виду, как, например, были созданы пигменты, как делалось художественное стекло? Я не могу взять произведение искусства и начать проводить химический анализ, чтобы понять это. А иначе я бы раскрыл множество тайн, и это помогло бы реставраторам понять, как лучше сохранять произведения искусства. Что делать музейным сотрудникам, чтобы предотвратить деградацию экспонатов?

Искусство очень чувствительно к изменениям окружающей среды: к температуре и влажности, в первую очередь. При этом всегда стоит учитывать, каковы эти показатели за пределами музеев. Например, если в музее поддерживается температура в 22 градуса, а на улице минус 20, то для живописи это ненормально. Точно так же колебания влажности могут происходить просто потому, что музей — это публичное пространство, и посетители приносят влагу с собой.

Университет ИТМО. Остин Левин
Университет ИТМО. Остин Левин

Например, в начале XIX века многие картины писали на деревянных панелях. При изменении влажности эти панели покрываются трещинами. Иногда очень тяжело определить состояние такого произведения искусства, но с помощью голографической интерферометрии мы можем видеть динамические изменения в картине. Таким образом, мы практически в реальном времени видим, что происходит с живописью при тех или иных изменениях параметров окружающей среды. Мы понимаем, насколько важно поддерживать их определенные значения.

Конечно, не только влажность и температура влияют на состояние произведений искусства. Химические вещества, содержащиеся в пигментах, могут по-разному реагировать с веществами в воздухе. Иногда цвет того или иного пигмента зависит от конфигурации молекул. Например, смальта — это ярко-синяя краска. Но если конфигурация кобальта в ней изменилась, то пигмент превращается в черный. Порой без специальных методов мы не можем понять, какого цвета был тот или иной элемент на картине. Но с помощью спектроскопии мы можем отслеживать химический состав пигментов и их «химическую» историю, предполагая, какого цвета они были изначально.

Кроме того, непредвиденные реакции могут происходить под воздействием света или даже каких-либо частиц, занесенных в место хранения произведения искусства извне. Например, в 20-е годы прошлого столетия в Египте были обнаружены картины, которые отлично сохранились в замкнутом пространстве на протяжении тысячелетий. Однако буквально за пару лет эти памятники покрылись солью. Это произошло, потому что они стали доступны общественности, и в помещение, где они хранились, стал попадать песок из пустыни. А в нем содержатся различные соли.

Фреска «Тайная вечеря». Источник: milanodavai.com
Фреска «Тайная вечеря». Источник: milanodavai.com

Из-за воздействия окружающей среды иногда сложно определить подлинность картины. Например, «Тайная вечеря» Леонардо да Винчи сильно повреждена. И чтобы понять, как именно было написано это полотно, под микроскопом мы можем в прямом смысле отследить работу автора. Мы знаем, что Леонардо не смешивал краски, а рисовал слоями: накладывая пигменты один не другой, художник создавал разные цвета. И именно так написана «Тайная вечеря».

Реставраторы и музейные сотрудники должны учитывать эти особенности взаимодействия произведений искусства с окружающей средой, чтобы не ускорять их деградацию. Конечно, мы не можем с полной точностью определить изначальный облик полотна, используя научные методы. Но мы можем примерно предположить, какой именно красный был использован здесь, а какой именно синий — там. С исторической точки зрения мы исследуем, в каких условиях жили люди, когда творили эти произведения, какими методами и инструментами они пользовались.

Вадим Фишкин, художник и профессор Университета Карлсруэ (Россия/Словения): Легкие материи: вокруг «света»

В своих работах я не раз себя спрашивал: что художник из себя представляет? Кто он? Размышляя над этим, мне пришла в голову мысль отразить с помощью пульсаций света свое собственное сердцебиение. Но как это сделать? Я стал разбираться, как решить проблему передачи сердцебиения на расстоянии. Это было в 1996 году, когда мобильные телефоны еще только начинали входить в моду, а соединение с Интернетом оплачивалось поминутно. Я нашел программиста, который предложил пересылать информацию о моем сердцебиении в Роттердам, где был установлен светильник, каждые 20 минут. Я хотел, чтобы пульсации света и мое сердцебиение были синхронными, но тогда иного выхода не было. В итоге я носил с собой радиопередатчик. В 2011 году, когда я решил повторить этот проект, мне уже написали специальную программу для Android. Для многих эта работа связана с технологиями, для меня же, с художественной точки зрения, это простой способ сказать: «Я жив».

Университет ИТМО. Вадим Фишкин
Университет ИТМО. Вадим Фишкин

Еще один пример искусства, основанного на науке, — это получение изображений на живых зеленых листьях с помощью фотосинтеза. Я захотел делать на них репродукции. Проведя много опытов, я понял, что растения должны быть очень чувствительны к свету. В результате мне удалось добиться результата на примулах. Я хотел сделать едва ли не огромную выставку, но не все эксперименты были удачными, и в итоге было создано несколько работ, в том числе, мой автопортрет.

Другой проект в области Art&Science я посвятил советскому биофизику, философу и поэту Александру Чижевскому. Именно он изучал влияние Солнца на различные биологические процессы и социально-исторические явления, происходящие на Земле. Моя идея заключалась в том, чтобы создать бесконечный закат Солнца. Договорившись с 40 организациями по всему миру, я попросил их установить веб-камеры по направлению заката. Компьютерная программа переключалась с одной камеры на другую, когда Солнце приближалось к горизонту. Для подстраховки в каждой части света было две-три камеры на случай, если где-то горизонт будет закрыт тучами, например.

Университет ИТМО. Просветительский проект в Эрмитаже
Университет ИТМО. Просветительский проект в Эрмитаже

Другой мой проект был связан с вопросом, который когда-то у меня возникал в детстве: что находится в точке, которая по прямой, через центр планеты, расположена на другой стороне Земли? Решение этой проблемы сначала казалось простым: я высчитываю по меридианам и широтам необходимую мне точку, связываюсь с людьми на той стороне и прошу их сделать снимки. Исходными точками я хотел сделать различные музеи, чтобы там же разместить снимки обратной стороны планеты. Но оказалось, что почти всегда на обратной стороне оказывалась вода. Не выставлять же мне снимки воды?! Тогда в голову пришла другая идея: использовать изображения дна. Но кто мне может с этим помочь? Через сеть знакомых я связался со специалистом из Национального института воды и литосферы в Новой Зеландии, который написал, что именно этим он и занимается! В результате он прислал мне фотографии и описания грунта необходимых мне точек. В другой раз, когда обратная точка оказалась на суше, это было в Аргентине. И так оказалось, опять-таки, что мне помог ранее незнакомый мне человек: дантист, который отдыхал рядом с этой точкой, сделал слепок земли оттуда. Удивительно, как порой люди готовы помогать художникам!

Редакция новостного портала
Архив по годам:
Пресс-служба