Университет ИТМО. Дмитрий Гриншпун

Большие возможности: почему получать среднее образование в вузе перспективно

Начать осваивать специальности в седьмом классе, поступить в университет после девятого класса, окончить бакалавриат раньше своих сверстников и стать востребованным IT-специалистом — такие возможности открываются для обучающихся факультета среднего профессионального образования Университета ИТМО. Факультет также позволяет заниматься научной деятельностью, проходить курсы ведущих вузов мира, изучать основы прикладной информатики, без чего немыслима современная жизнь. Об особенностях обучения на ФСПО рассказал декан факультета Дмитрий Гриншпун.

Чем факультет среднего профессионального образования Университета ИТМО выгодно отличается от средних профессиональных учреждений? Какие преимущества получают обучающиеся факультета?

Особенность факультета среднего профессионального образования в том, что здесь реализуется этап уникальной учебной программы раннего непрерывного профессионального образования. Для обучающихся оно стартует уже с седьмого класса: ученики осваивают рабочую профессию «Оператор ЭВМ». До девятого класса такие занятия проходят параллельно со школьной программой. После окончания девяти классов ребята могут выбрать, как им дальше быть: продолжать начальное образование и через два года стать обладателем диплома по этой профессии либо получать среднее профессиональное образование. При этом оно перезачитывает элементы освоенной программы рабочей специальности и за счет сэкономленного на этом времени включает в себя элементы высшего образования, поэтому последующее обучение в бакалавриате Университета ИТМО сокращается на год.

Преимуществ для обучающихся несколько. Во-первых, при зачислении в бакалавриат у них уже есть диплом о профессиональном образовании, следовательно, есть возможность устроиться на работу и продолжать обучение, причем речь идет не о случайных подработках, а о работе по специальности. Во-вторых, для поступления им не нужно сдавать ЕГЭ: в Университете ИТМО проводится внутреннее тестирование, и высокий уровень подготовки выпускников ФСПО позволяет им успешно справляться с этим испытанием. В-третьих, им не надо кардинально менять среду по окончании школы: обучаясь с седьмого или восьмого классов, они постепенно привыкают к преподавателям, вузовским требованиям и атмосфере.

Почему получение непрерывного образования в сфере IT является самым оптимальным для учеников седьмых и выпускников девятых классов?

Известен факт ранней профессионализации в направлениях IT. В нашем городе огромное количество курсов, как самостоятельных, так и при университетах. Однако профессиональных среди них очень немного, а уж непрерывных и вовсе нет. Непрерывное профессиональное образование существенно сокращает время обучения. Его привлекательность в том, что выстраивается цельная траектория обучения, обеспечивающая практически полную преемственность, когда, с одной стороны, не приходится повторно изучать один и тот же материал на разном уровне, а с другой — каждый виток программы строится на базе уже пройденного, и забыть изученное практически невозможно. Это очень мотивирует студентов. Ну, а возможность достаточно быстро применять свои знания в практической деятельности, обеспечивая эффективную социализацию, еще больше стимулирует обучение. По нашей статистике, 85% выпускников ФСПО продолжают образование в вузе, как правило, в Университете ИТМО, и при этом 80% из них работают на протяжении всего обучения в бакалавриате и магистратуре.

ФСПО дает школьникам возможность уже с седьмого или восьмого класса начать профессиональное образование. Что необходимо сделать ученикам, чтобы воспользоваться этим шансом?

Подключиться или войти в программу. Это можно сделать на любом этапе, однако самое эффективное — параллельно с обучением в 7 или 8 классах. Первый этап (предпрофильная подготовка и освоение рабочей профессии) осуществляется в организации-партнере «Институт информационных технологий „СЕГРИС“», работающей по программе дополнительного профессионального образования школьников по лицензии Комитета по образованию правительства Санкт-Петербурга. После девятого класса они могут поступить на факультет на программу уже основного профессионального образования. При этом поступление на первый этап свободное, но на ФСПО осуществляется конкурсный отбор. Конечно, на факультет можно поступать после девятого класса, но прохождение предшествующей программы делает обучение более целостным и эффективным.

Кластерное обучение — также одна из особенностей ФСПО. В чем отличия такого метода обучения от стандартного?

Мы обучаем студентов по федеральным государственным стандартам. В них прописано, какие дисциплины должны быть изучены, но это — россыпь дидактических единиц, достаточно крупных, вследствие чего единую структуру они не образуют. Мы же ввели методику кластерного обучения, в ходе которого студенты осваивают определенные дисциплины одну за другой в виде «цепочки», чтобы в итоге сформировать конкретные компетенции.

Приведу пример. Один из кластеров стартует еще на первом курсе обучения на ФСПО, когда студенты изучают школьные дисциплины старших классов, в том числе информатику. Мы модернизируем и дополняем курс информатики, чтобы он был более приближен к специальности, а в завершение обучающиеся выполняют проектную работу. При этом она делается не просто для отметки, но формирует базу двух дисциплин уже второго курса. Второй год обучения начинается для ребят именно с развития этих проектов. Точно так же в конце второго курса они выполняют определенный проект, который формирует базу знаний для входящих в кластер дисциплин третьего курса, и так далее. Получаются единые «цепочки» получения знаний и навыков, которые приводят к получению профессиональных компетенций. Таким образом, у обучающихся повышается мотивация: они не просто получают отметки, а действительно накапливают знания, расширяют их с каждым курсом. Ребята понимают, что не могут выбросить из головы изученные на предыдущем этапе материалы, потому что они потребуются на последующих курсах.

Современный IT-специалист должен следить за актуальными тенденциями и быть готовым к любым изменениям. Какие еще навыки, кроме программирования и работы с компьютерными системами, получают выпускники ФСПО?

Когда мы выстраиваем вектор развития ФСПО (специальность 09.02.03), мы ориентируется на следующий уровень специализации — прикладную информатику (09.03.03). Сегодня программирование, компьютерные системы — это неотъемлемая часть практически любой деятельности. Квалификация выпускников базируется на фундаментальных знаниях, но ориентирована именно на прикладные области. И если, например, студент пишет работу по программному обеспечению для медицинских учреждений, то 20% его дипломной защиты посвящено медицинским аспектам. Ведь в реальной жизни врач не сможет написать программисту формализованное техническое задание на ту или иную программу. IT-специалист должен найти общий язык со своими коллегами, заказчиками. Более того, не все выпускники ФСПО продолжают образование именно в области программирования. Многие начинают заниматься оптоэлектроникой, оптикой, медицинскими приборами, компьютерной лингвистикой, моделированием и другими областями деятельности, то есть их программными средствами.

ФСПО находится в составе национального исследовательского университета. Находит ли эта особенность отражение в обучении студентов, могут ли они заниматься научной деятельностью?

Наши ребята публикуют научные статьи в международных и российских журналах, что совсем не свойственно среднему профессиональному образованию. Конечно, подготовка работ проходит под управлением научных руководителей. Студенты публикуются по самым разным темам: компьютерная лингвистика, информационные технологии в образовании, оптоэлектроника, виртуальное моделирование и другие. В основном на занятие научной деятельностью обучающихся мотивируют преподаватели. Поступающие к нам должны понимать, и мы подчеркиваем это еще на этапе приема документов от абитуриентов, что они будут обучаться в национальном исследовательском университете, что подразумевает научную деятельность хотя бы на образовательном уровне. Так, уже на втором курсе наши студенты изучают технологию проведения научно-исследовательской работы. Оценить результаты можно по объективным показателям: на ежегодном всероссийском конкурсе студенческих научных работ «Научный потенциал XXI» вот уже восемь лет мы получаем дипломы I степени в секции IT и дважды удостаивались медалей за лучшие разработки.

Есть ли у студентов ФСПО возможности обучаться по международным образовательным программам?

Да, еще одна часть обучения на нашем факультете — это возможность участвовать в международной академической сертификации. На факультете есть специальная служба, которая отслеживает образовательные курсы различных российских и иностранных университетов, которые соответствуют текущим учебным курсам на ФСПО. Преподаватели этих курсов предлагают студентам, кроме стандартной аттестации по дисциплине, получить еще и международный сертификат по тому же профилю. При этом мы выбираем курсы вузов, которые имеют высокие позиции в международных рейтингах. Таким образом, обучающиеся могут получить сертификаты Стэнфорда, MIT, Калифорнийского университета Беркли, МФТИ и других — по областям знаний. Благодаря этому студенты к тому же углубляют знания английского языка. Освоить иностранную программу ребятам помогают преподаватели, но последние ни в коем случае не выполняют работу за студентов. В прошлом году, например, мы получили 1340 иностранных сертификатов на 400 студентов факультета. Конечно, кто-то прошел 10−12 курсов, а кто-то — ни одного. Эти сертификаты, безусловно, способствуют повышению качества трудоустройства, с которым мы, впрочем, проблем не знаем.

Списки первокурсников ФСПО на 2016 год уже сформированы. Расскажите, как менялся портрет абитуриента, первокурсника факультета в последние годы?

Приведу одну цифру, из которой сразу станет понятно и как изменился портрет абитуриента, и какие требования к ним на нашем факультете. Как известно, в средние специальные образовательные учреждения поступают по результатам освоения школьной образовательной программы. В течение трех последних лет, не включая текущий, проходной балл на поступление на бюджет у нас составлял 12 из 15 возможных по трем дисциплинам: алгебра, русский язык, информатика. При равных показателях у нескольких абитуриентов учитывалась еще и физика. В этом году проходной балл у нас — 19 из 20, то есть в оценке знаний по алгебре, физике, информатике и русскому языку допускалось наличие только одной четверки. При этом набор этого года не только укомплектован полностью, но мы еще приняли 110 человек на контрактную форму обучения. Последние, чтобы поступить, должны были иметь средний балл 12, то есть это показатель приема на бюджетное обучение прошлых лет. Около 30% поступивших — это студенты, начавшие профессиональное образование в седьмом-восьмом классе и продолжающие обучение в Университете ИТМО. Конечно, часть ребят «отсеиваются» после первых сессий. Я думаю, здесь виновата система приема абитуриентов. На мой взгляд, неправильно, что средние профессиональные образовательные учреждения не могут проводить собственные испытания при наборе студентов. Так как у разных школ — разный уровень обучения и требований, и одинаковые оценки в специализированной физико-математической и обычной рядовой школах совсем не коррелируют друг с другом. Но уже ко второму курсу на факультете остаются сильные и целеустремленные студенты. Ведь обучаться, как можно понять из проходного балла, у нас непросто, однако мы считаем образование на ФСПО очень качественным и открываем для наших ребят большие возможности.

Редакция новостного портала
Архив по годам:
Пресс-служба