Едем учиться за границу: советы новичков и бывалых студентов. Источник: depositphotos.com

Едем учиться за границу: советы новичков и бывалых студентов

Университет ИТМО предлагает своим студентам широкие возможности для обучения за рубежом в рамках программ академической мобильности или СОП. Если вы старательный и амбициозный студент, ими стоит воспользоваться, даже если вам кажется, что вы не можете позволить себе проживание за границей. Те, кто уже поучился за рубежом или только готовится поехать, поделились своими лайфхаками. О том, что вас ждет при подготовке документов и пребывании в Китае, Финляндии или даже Швейцарии, в нашем материале.

Алиса Пшенова, едет на год в Университет Восточной Финляндии по программе двойного диплома

1. Когда подаете онлайн-заявку стоимостью 100 евро, помните, что у вас есть строгий дедлайн, который необходимо соблюсти. Несмотря на все ее удобство, заполнение довольно трудоемкое: вам придется вспомнить много забытых мелочей вроде адреса школы в родном городе;

2. Пакет нужных документов под присвоенным системой номером отправляется в Финляндию почтовой службой. В Финляндии первичный прием документов осуществляет одна общая приемная комиссия — Admissions Office в Хельсинки. Там документы сортируют, сверяют с требованиями и далее направляют по вузам. Мне потребовалось отправить копии паспорта и диплома бакалавра, переведенные на зарубежный стандарт оценки (Transcript of records; на заметку: в России это называют приложением к диплому), резюме (CV), мотивационное письмо, рекомендацию от заведующего кафедрой или научного руководителя и, конечно же, сертификат языкового теста IELTS или TOEFL. Все выше перечисленное оформляется довольно быстро, за исключением языкового теста;

Университет ИТМО. Алиса Пшенова
Университет ИТМО. Алиса Пшенова

3. Позаботьтесь заблаговременно о сертификате о прохождении языкового теста. На тест (IELTS) я подавалась за месяц. Стоит это порядка 16 000 рублей. К тесту необходимо быть готовым: изучать вопрос, тренироваться, тренироваться и ещё раз тренироваться. Необходимо готовиться не столько к английскому языку, сколько к структуре самого экзамена. Тут у всех людей по-разному: кому-то достаточно месяца интенсивной самостоятельной работы, а кто-то записывается на курсы уже за год до планируемой сдачи;

4. После того, как документы будут отправлены, вам придется подождать ответа пару-тройку месяцев. Будьте терпеливы;

5. Одна из самых важных вещей — проживание. Тут я бы обратила внимание на получение разрешения на пребывание (Residence Permit). Его могут делать месяц или полтора, стоит оно 300 евро, если заполнять заявку на сайте, и 350, если обращаться напрямую в генконсульство Финляндии в Санкт-Петербурге.

6. Заранее стоит позаботиться о месте в общежитии: опять же, заполняется заявка на сайте компании, которая занимается студенческим жильем в данном городе. Но все эти пункты и порядок их выполнения уже сообщаются студентам куратором по международным программам. Информация поступает вовремя, качественно, вам всегда готовы помочь и ответить на любые вопросы. Назначаются тьюторы, местные студенты, которые помогают приезжим сориентироваться на месте, зарегистрироваться в вузе, оформить банковский счет и студенческую карту, заселиться в общежитие. Важно интересоваться процессом поступления, спрашивать кураторов Университета ИТМО и вузов-партнеров, исключать любое непонимание происходящего.

Максим Мельник, учился год в Университете Рочестера по программе двойного диплома

Для обучения в Америке документов вам понадобится немало. Так, диплом бакалавра и приложение к нему нужно переводить, а также нотариально заверять. Вам также необходим сертификат TOEFL или IELTS, причем, если TOEFL score ниже 100 или IELTS score ниже 7, вам, возможно, придется пройти интервью по Skype с кем-то из преподавателей для проверки уровня владения английским. Не забудьте о рекомендательных письмах от преподавателей или научных руководителей — их должно быть два. Важный момент — Statement of purpose, который представляет собой небольшое эссе на тему «почему я интересуюсь такой-то темой и хочу этим заниматься именно в Рочестере». Упоминайте в резюме все ваши научные или околонаучные заслуги, места работы и учебы.

Университет ИТМО. Максим Мельник
Университет ИТМО. Максим Мельник

Кроме этого, вам необходимо предоставить следующие документы:

1. Подтверждение финансовой возможности проживания в США. Необходимая сумма разнится из года в год, сюда входит как оплата обучения, так и стоимость проживания, устанавливаемая университетом;

2. Форма I-20 (certificate of eligibility) — бланк, который заполняется при утверждении заявки на поступление и который критически важен для получения студенческой визы (F-1) и при въезде в страну. В данном бланке указываются все данные студента, в том числе и подтверждение финансового состояния, описанного выше. После этого бланк прикрепляется к заявке на сайте, а международный отдел университета печатает его, внося необходимые данные со своей стороны, и высылает срочной почтой студенту (при подаче заявки на визу и при въезде в страну необходимо предоставить оригинал этой формы);

3. Оплата I-901, налог на обучение в США для иностранных граждан, составляет около 200 долларов. Квитанцию о его оплате необходимо предоставить при подаче заявления на визу;

4. Виза F-1 — студенческая виза. Форм и бланков очень много, заполнять надо очень внимательно и желательно заняться этим сразу после того, как университет утвердил заявку. Имейте в виду, что форма I-20 может идти по почте как 4 дня, так и две недели;

5. Медицинская страховка — обязательное условие обучения. Сам университет предлагает оформить страховку у фирмы-партнеры, она нам обошлась в $ 2,000, однако ребята, что ездили после нас, нашли страховку, удовлетворяющую всем требованиям, за ~$ 1,000. Экономия — еще одна причина заняться оформлением документов заранее;

6. Вы удивитесь, но вам понадобится и перевод сертификата прививок. По приезде в Рочестер необходимо заполнить свою медкарту, к которой прилагаются бланки прививок, которые были сделаны в течение жизни. Также перечень прививок, которые должны быть сделаны, есть на сайте университета. Если каких-то прививок нет, их можно будет сделать и в Рочестере, но страховка может покрывать не все, а медицинские услуги в США очень-очень дороги;

7. Заявление на проживание в предоставляемых университетом комнатах/домах. Конечно, можно снимать у сторонних лиц, найдя жилье на специализированных сайтах. Однако это дороже: мы с коллегой платили $ 510 в месяц с каждого, в то время как другие ребята платили по $ 315 в месяц. Опять же, чем раньше начнете оформление документов, тем больше шанс заселиться.

Тем, кто хочет попробовать поехать на учебу в США, я посоветовал бы отбросить все сомнения и хотя бы попытаться. Учиться там достаточно трудно, но, на мой взгляд, это стоит того. Я ни разу не пожалел о своем выборе, ведь знания и умения, приобретенные в Рочестере, я активно использую на практике. Цените тот факт, что университет может позволить себе оплату дорогостоящего обучения своих студентов за рубежом. Отнеситесь серьезно к такой возможности и учитесь учиться.

Александра Маюрова, училась полгода в Федеральной политехнической школе Лозанны (Швейцария)

Университет ИТМО. Александра Маюрова
Университет ИТМО. Александра Маюрова

Дерзать и учиться в такой стране, как Швейцария, я, определенно, советую. Во многом опыт, который вы можете там получить, зависит от человека. Если он финансово обеспечен, это будут замечательные полгода, однако, если вы ограничены в финансах, обучение превратится в захватывающий квест: нужно будет выкручиваться, уметь стоять на своем и не сдаваться. Лично я чувствовала себя участником передачи «Последний герой»: мне нужно было выжить в стране, где платить нужно буквально за все.

1. После полного согласования документов вы можете столкнуться с трудностями, связанными с учебной визой. Для Швейцарии ее выдают только в посольстве в Москве, документы можно послать по почте, или же отвезти их в столицу лично. Для меня было удобнее приехать в Москву, да и спокойнее — сразу можешь что-то подкорректировать. Как оказалось, не зря: не хватало копии аттестата. Никогда не забуду, как я бегала и искала, где можно сделать копии в Москве. Так что я советую несколько раз все перепроверить перед подачей документов и внимательно читать требования. Делайте все заранее!

2. Вы сэкономите, если привезете с собой сразу 4−6 фотографий 3×4, они вам понадобятся для оформления проездных документов и вида на жительство. Фотографии в Швейцарии стоят дорого;

3. Еще можно заранее о позаботиться о международной медицинской страховке, ведь в Швейцарии она обязательна, а в России ее оформить будет дешевле;

4. Международная академическая мобильность не всегда включает в себя информацию о госпошлинах и налогах, которые тебе придется заплатить за пребывание в другой стране. Вины вузов тут нет, так как информирование о налогах и пошлинах не входит в их основные компетенции. Поэтому всему приходится учиться на своих ошибках или общаться с людьми, которые ездили ранее по программе. В Швейцарии по приезде необходимо заплатить за оформление вида на жительство — для российских студентов сумма составит около 9600 рублей. Цена самой пластиковой карты в эту сумму не входит. Помню, реакцию сотрудника на мое удивление: он улыбнулся и сказал, что в Швейцарии нужно платить за все;

5. Помимо вида на жительство, еще будет необходимо платить налог в 30 франков каждый месяц — за ваше пребывание как иностранного гражданина на территории Швейцарии. Конечно, каждый месяц нужно платить за медицинскую страховку. Все вместе выходит около 125 франков (примерно 8200 рублей) в месяц. Для меня все это было непредвиденными тратами, хотя о страховке я знала. В любом случае, я советую всегда иметь деньги про запас, так как никогда не угадаешь, что случится. А случится с вами в незнакомой стране может многое;

6. По возвращении домой у меня были проблемы с учебными планами и перезачетом предметов. К сожалению, как бы хорошо ты ни закрыл семестр в Швейцарии, все документы с оценками за семестр придут только через несколько месяцев после окончания сессий в обоих университетах. Таким образом, по швейцарским предметам у студентов образуются долги, которые потом закрываются на усмотрение кафедры.

Елена Енюшкина, ездила на учебу в ESIEE Paris (Школа технологических инноваций под Парижем)

Университет ИТМО. Елена Енюшкина
Университет ИТМО. Елена Енюшкина


Конечно, все мы хотим, чтобы все прошло быстро и гладко. Еще лучше, когда за вас все сделают. Но нужно быть готовым к тому, что многое придется делать самому. Но этого не нужно бояться, нужно просто взять и начать делать.

1. На сбор документов потребуется время — неделя-две. Если мы говорим о визе, то нет смысла собирать их заранее, потому что у них есть срок действия — всего месяц. Это справки с учебы, работы, выписки со счетов, диплом и так далее. Но собрать их — еще половина дела. Для французского консульства их нужно перевести на французский язык и нотариально заверить;

2. Будьте готовы к тратам. Перевод каждого документа обходится примерно в 1000 рублей. Также меня предупредили менеджеры вуза во Франции, что необходимо перевести свидетельство о рождении. Оно необходимо, чтобы открыть счет во Франции и получать льготы и даже некоторые социальные выплаты;

3. Жить за рубежом будет дороговато, особенно в Париже. Стоимость общежития во много раз превосходит ту, что установлена в российских вузах. И уже в первый месяц вам нужно оплатить не только аренду, но и налог, который не вернется, и залог, который вычтут из последнего месяца проживания. В итоге получается весьма солидная сумма. Поэтому главное — начать копить деньги заранее и морально подготовиться к тратам: счет вам пришлют сразу и задолго до начала учебы;

4. Самый главный подводный камень: если ты получаешь студенческую визу Франции, тебе еще нужно заполнить электронное досье на сайте CampusFrance. Это может занять от недели до двух или даже больше. Суть досье в том, что нужно прикладывать различные документы (справки об учебе, работе, диплом и так далее) в электронном виде, опять же, на английском или французском. Если переводов нет, то ты тратишь дополнительное время, кроме того, платеж за досье идет три-четыре дня.

Максим Иванов, едет на учебу в Пекинский политехнический университет (BIT)

Университет ИТМО Максим Иванов
Университет ИТМО Максим Иванов

Мой университет специализируется на разработках в военной области, но очень открыт и принимает много иностранцев. Веселые истории начинаются на этапе выбора университета. В моем случае я искал технический или/и педагогический университет, поскольку я занимаюсь образовательными технологиями. Поэтому у меня есть несколько банальных советов по выбору «своего» вуза.

1. Важно знать, чего ты хочешь и чем готов «пожертвовать». Здесь важна настойчивость и стремление дойти до конца. Скорее всего, придется попробовать подать в несколько университетов, перед тем как найти «тот самый». Мне предложили поехать в BIT после месяца «проб и ошибок»;

2. На то, чтобы выбрать университет, нужно закладывать не меньше недели. Это увлекательный, но трудоемкий процесс. На сбор документов может уйти от двух недель до нескольких месяцев;

4. Лучше сразу взяться за написание мотивационного письма и подготовку рекомендаций от преподавателей — бывает, что их нужно две. А ещё раньше можно подготовить перевод своего диплома и остальных документов, пока международный отдел загружен не так сильно;

5. Национальные особенности дают о себе знать. Например, наши друзья с Востока очень долго ведут переговоры, нужно набраться терпения.

Пока что серьезных подводных камней я не встретил, нужно внимательно все изучать и задавать вопросы, если что-то непонятно. Также важно закладывать в два раза больше времени на все. И обязательно контролируйте все сроки и наличие документов сами! Успехов!

Редакция новостного портала
Архив по годам: