Как возникла идея создать Университет детей?

Мы сделали наш Университет детей по аналогу польского проекта. Первые полтора года развития инициативы в России мы сверялись с польскими коллегами едва ли не по каждой детали. В Польше каждый семестр обучаются до десяти тысяч юных студентов в четырех городах: Кракове, Варшаве, Вроцлаве и Ольштыне. Я считаю, что это очень успешный проект, и он может быть таким же востребованным и в нашей стране.

Какие задачи вы перед собой ставите?

Цель Университета детей — рассказать, как устроен мир с помощью научного метода. Одна из важных задач проекта — популяризация высшего образования. Приходя в университет, дети могут познакомиться с его сотрудниками, посмотреть на взрослых студентов, понять, что такое высшее образование на собственном опыте. Для меня лучший результат нашей работы — это когда студенты остаются на следующий семестр. Обычно это примерно 70% наших обучающихся.

Университет ИТМО. Татьяна Рябухина
Университет ИТМО. Татьяна Рябухина

В ходе лекций материал подается достаточно серьезно. Это тоже часть концепции?

Игровые моменты должны быть там, где они уместны. В Петербурге Университет детей посещают ребята 8−9 и 10−11 лет. У этих студентов разная внутренняя дисциплина. Те, кто постарше, могут больше слушать, но им тоже необходим интерактив — например, в форме диалога с преподавателем. Младшим студентам нужно больше игровых моментов. Занятие не должно быть основано только на чтении лекции, важны и практические части, которые мы называем экспериментами.

Как дети узнают об Университете?

Для этого мы проводим Дни открытых дверей, в ходе которых наши потенциальные студенты решают, хотят ли у нас заниматься. На таких мероприятиях мы показываем лекции в том же формате, в котором они проходят в течение семестра. Так дети могут выбрать, что им действительно интересно, понять, насколько им комфортно обучаться вместе с другими, а не заниматься, например, самостоятельно.

Откуда появляются вопросы для лекций?

99% тем для занятий основаны на вопросах самих детей. Большинство из них мы получаем в ходе Дней открытых дверей. Правда, для первых семестров обучения в нашем петербургском Университете почти все вопросы мы взяли из московских лекций.

Университет ИТМО. Лекции Университета детей
Университет ИТМО. Лекции Университета детей

Ученые легко соглашаются на сотрудничество?

Обычно мы ищем лекторов самыми разными способами: изучаем сайты, смотрим интересные выступления. Иногда бывает, что кто-то прочитает интересную книгу и пытается связаться с автором. Сами ученые реагируют на наше предложение по-разному: кто-то соглашается быстро, кто-то сомневается. Иногда, узнавая, что слушатели — дети 8−11 лет, они сразу отказываются. Бывают случаи, когда известные ученые, которые очень сильно заняты, не готовы адаптировать лекцию для детей с продюсером, полагаясь на свой опыт. Но в итоге понимают, что детская аудитория очень специфична, и нередко признают, что советы продюсеров были небесполезны. Поэтому мы всегда стремимся прийти к компромиссу с лекторами.

Какие возникли сложности с организацией Университета детей в Петербурге?

Довольно сложно было найти лекторов. Многие здесь не знают о подобном формате образовательной работы с детьми. В Москве с этим было проще: у Политехнического музея уже были налажены связи с учеными. Зато в Петербурге мы с легкостью нашли партнеров для проведения мероприятия — в проект сразу вписались Европейский университет и Университет ИТМО.

Какие еще могут быть способы увлечь детей наукой, привить им тягу к знаниям?

У детей очень пытливый ум, в них присутствует та любознательность, которая затем теряется во взрослых. Важно, чтобы на детские вопросы отвечали. Можно использовать разные методы, но главное, чтобы ребенок получил эти ответы. Университет детей — лишь один из способов. В качестве «ответчиков» могут выступать современные музеи, где используются разные методы подачи информации, в том числе с помощью новых технологий для визуализации информации. Главное, чтобы ребенку было интересно.

Университет ИТМО. Лекции Университета детей
Университет ИТМО. Лекции Университета детей

Что определяет в детях желание учиться? Ведь всегда кто-то учился хорошо, кто-то — плохо.

Я убеждена, что желание учиться у ребенка появляется тогда, когда уважают его интересы и выбор, когда к его мнению прислушиваются, когда ему готовы объяснить, как и зачем что-то существует в мире, а не отмахиваются от его вопросов. Сделать лекции интересными для детей несложно: достаточно найти спикера, увлеченного своим делом. Тогда будет место маленьким открытиям, которые так захватывают наших юных студентов.