Ученый из Дании вернулся в Петербург отдать «образовательный долг». Источник: depositphotos.com

Ученый из Дании вернулся в Петербург отдать «образовательный долг»

Сильная академическая школа России, оставшаяся в наследство от советских времен, может быть потеряна. Стране не хватает молодых ученых, которые подхватят традиции и наработки старших поколений, считает участник программы ITMO Fellowship, профессор Технического университета Дании Идельфонсо Монрой. Кроме того, российские вузы незаслуженно неизвестны в мировых научных кругах, говорит он. Работая в Университете ИТМО, он хочет не только представить одну из первых в мире систем безопасной оптической передачи данных, но и помочь петербургскому вузу достичь мировой популярности.

Отдать «образовательный долг»

Я получил степени бакалавра и магистра в Санкт-Петербурге, в Университете телекоммуникаций им. Бонч-Бруевича. Я чувствую себя в некотором смысле обязанным России за свое образование и считаю, что должен вернуть этот долг. Но это не единственная причина, по которой я согласился участвовать в программе ITMO Fellowship. Я понял, что в Университете ИТМО у меня есть возможности для исследовательской работы по фотонике и информатике, что здесь я смогу продолжать работать над своими исследованиями в комфорте. Кроме того, мне было очень любопытно, как изменился город за те 24 года, что я не был здесь.
Одна из первых безопасных систем беспроводной коммуникации
По окончании участия в программе ITMO Fеllowship я хочу продемонстрировать безопасную систему беспроводной коммуникации, в которой информация будет передаваться оптическими сигналами. Команда, с которой я работаю в Университете ИТМО, имеет значительный опыт проведения практических исследований в этой области. Поэтому мы надеемся, что сможем создать защищенную систему беспроводной передачи данных с помощью оптических технологий. Я уверен, что-то, над чем мы работаем, будет играть очень важную роль в науке и жизни. Помимо прочего, есть большая потребность в увеличении пропускной способности оптоволокна и создании такого устройства оптической памяти, которое можно будет использовать в повседневной жизни.
Кадровый потенциал России
Университеты в России имеют одно большое преимущество по сравнению с другими странами — значительное количество студентов, которые заинтересованы в изучении технических наук. Кроме того, в России еще сильны традиции советской академической школы. К слову, такие традиции все еще пытаются построить в Бразилии и Китае. Однако есть и свои проблемы: в российских университетах существует разрыв поколений. Здесь много ученых старше 65 лет, и намного меньше — в возрасте от 30 до 50. Из-за этого в ближайшем будущем могут возникнуть сложности в передаче знаний и реализации тех или иных открытий на практике. Ситуацию усугубило то, что в последние десятилетия произошла известная «утечка мозгов». Поэтому необходимо привлекать к работе в России иностранных ученых, которые могут заполнить существующий разрыв поколений, и мотивировать российских ученых возвращаться в страну после получения опыта работы за рубежом. Также важно выработать стратегию, которая позволит удерживать ученых в научной среде на долгую перспективу. Кроме того, я считаю, очень полезно увеличивать объем сотрудничества между производственными компаниями и университетами. Это даст студентам шанс получать качественную практику с дальнейшей возможностью трудоустройства. Такое сотрудничество может привести и к новым полезным научным открытиям. Нужно предоставить молодежи все возможности для реализации себя в науке.
Быть мировым лидером в образовании
Еще один вызов — сделать многие элитные университеты в России, в числе которых Университет ИТМО, известными по всему миру. Я горд, что могу способствовать этому, представляя Университет ИТМО на конференциях и в различных ведомствах, где я работаю. В международной гонке за талантливыми студентами университеты должны быть известными, узнаваемыми. Безусловно, известность вуза должна базироваться в первую очередь на качестве образования и исследовательских возможностях.
Университет — это первая ступень развития для будущих ученых и инженеров, которые будут решать важнейшие проблемы человечества с помощью новых технологий. Именно поэтому, кстати, я и работаю в сфере высшего образования. Для того, чтобы быть мировым лидером, вузу необходимо международное сотрудничество. Более того, большинство проблем, с которыми мы сталкиваемся, глобальны. Поэтому конкуренция в высшей школе — вещь условная, мы должны работать вместе ради целей более важных, чем позиции в международных рейтингах.
Амбиции сделать мир лучше
Я приехал в Россию, когда мне было только 18 лет. Так, в годы моего становления я буквально окунулся в российскую культуру через литературу, балет и другие составляющие. Я до сих пор удивляюсь, как это говорится, загадочной русской душе. Русские очень прагматичны в решении ежедневных проблем, но в то же время у них остаются романтические и идеалистические амбиции сделать мир лучше.

Наталья Блинникова,

Редакция новостного портала Университета ИТМО

Архив по годам:
Пресс-служба