Фото: ru.depositphotos.com

Выпускники новой магистерской программы «подружат» человека и машину

С осени 2015 года в Университете ИТМО открылась новая магистерская программа «Дизайн человеко-компьютерных систем» на кафедре графических технологий факультета компьютерных технологий и управления. Рассказываем, кто обеспечивает «дружбу» человека с компьютерными системами и почему специалисты в данной области скоро могут стать более востребованными, чем программисты.

Последние несколько лет технического прогресса все чаще опровергают тезис, высказанный героем фильма «Солярис» Андрея Тарковского: на смену гуманистическому «человеку нужен человек» приходит более связанная с реальной жизнью парадигма «человеку нужен компьютер». Невербальные и вербальные (вспомним Siri и «Ok, Google») коммуникации c мобильными гаджетами и различными компьютерными системами иногда количественно превышают человеческие контакты, которые мы совершаем за день. Изучение человеко-компьютерного, или, как его еще называют, человеко-машинного взаимодействия (human-computer interaction), развивалось постепенно, являясь продолжением развития таких наук как компьютерная графика, инженерная психология, когнитивистика, эргономика и другие. Первые научные труды в этом направлении появились в 1960-х годах прошлого века. К новому же столетию все векторы смежных наук сошлись в одно полидисциплинарное направление, специалисты в области которого стали во многом востребованнее сегодняшних графических дизайнеров, программистов и психологов.

Фото: wud.ifmo.ru
Фото: wud.ifmo.ru

«Человеко-машинное взаимодействие — это не просто актуальная тема, это наша жизнь, — считает руководитель лаборатории юзабилити-тестирования Центра дизайна и мультимедиа факультета технологического менеджмента и инноваций Университета ИТМО Андрей Балканский. — Мы окружены человеко-машинными интерфейсами. За день мы взаимодействуем с десятком интерфейсов различного рода: активно пользуемся смартфонами, заходим на сайты, пользуемся банкоматами. Даже покупая жетончик в метро через автомат, а не окошко кассы, мы снова встречаемся с компьютерным интерфейсом. Практически все социальные операции, которые мы совершаем, сейчас производятся с помощью них. Без компьютерных интерфейсов уже не могут представить свою работу медицинские учреждения, банки, аэропорты, бухгалтерские отделы различных учреждений и другие организации. От того, как спроектирован интерфейс, зависит многое: удобство в пользовании той или иной системой способствует не только успеху сайта, программы, приложения у пользователей, но и в некоторой степени является залогом того, что человек сможет правильно воспользоваться системой в любых, даже стрессовых ситуациях. Поэтому подготовка высококвалифицированных специалистов в области дизайна человеко-компьютерных систем очень важна».

Таких специалистов в общем можно назвать UX-проектировщиками. UX, или User eXperience, переводится как «опыт взаимодействия» и подразумевает некие ощущения, которые возникают у человека при использовании какого-либо объекта окружающего мира, в узком смысле — при взаимодействии с компьютерной системой. Профессиональный UX-проектировщик должен быть универсалом, ему необходимо уметь не только анализировать потребности целевой аудитории, которая будет пользоваться интерфейсом, понять ее психологию, но и представить дизайн интерфейса, предварительно проведя несколько юзабилити-тестов и бесед с заказчиками. Как отмечает заведующий кафедрой графических технологий, руководитель магистерской программы «Дизайн человеко-компьютерных систем» Университета ИТМО Артем Смолин, подобное направление подготовки в российских вузах еще не встречалось. Большинство современных UX-проектировщиков «вышли» из графических дизайнеров, программа же Университета ИТМО рассчитана на специалистов более широкого профиля.

Университет ИТМО. Артем Смолин.
Университет ИТМО. Артем Смолин.

«В эту программу мы вложили весь опыт, накопленный сотрудниками кафедры графических технологий факультета компьютерных технологий и управления и Центра дизайна и мультимедиа факультета технологического менеджмента и инноваций, — рассказывает Артем Смолин. —  В ней есть и необходимый блок психологических дисциплин, и предметы, развивающие навыки в программировании и графическом дизайне. Неожиданностью стало большое внимание со стороны абитуриентов к новой программе магистратуры, которую мы почти не рекламировали. Уже в первый год мы достигли вполне серьезного конкурса на вступительном экзамене — пять человек на место. Нашей программой заинтересовались даже те, кто имеет значительный опыт в области разработки интерфейсов: так, например, нашим магистрантом стал ведущий проектировщик пользовательских интерфейсов компании „ИСТ“ Юрий Солоницын».

Магистерская программа «Дизайн человеко-компьютерных систем» является в большей степени практико-ориентированной. Ее руководители добиваются такого практического «выхлопа» различными способами. Во-первых, к чтению курса привлекаются не только преподаватели Университета ИТМО, но и приглашенные лекторы. Целый курс студентам читает проектировщик интерфейсов в «Лаборатории Касперского» Алексей Белкин, также обсуждается взаимодействие со специалистом, который занимается разработкой интерфейсов в военно-промышленном комплексе.

Во-вторых, для магистрантов программы всегда открыты двери лаборатории юзабилити-тестирования Центра дизайна и мультимедиа, где они могут исследовать спроектированные интерфейсы.

В-третьих, у студентов есть возможность принять участие в краткосрочных школах Таллинского университета по курсу Experimental Interaction Design. Соглашение с эстонским вузом, где также существует магистерская программа Human-Computer Interaction и лаборатория Interaction Design Lab, было подписано только в июле 2015 года, однако взаимодействие с зарубежными коллегами, отмечает Артем Смолин, идет полным ходом. Совместно с Таллинским университетом была организована конференция World Usability Day ITMO, прошедшая 6−7 ноября и приуроченная к всемирному дню юзабилити. С докладами на ней выступили в том числе руководитель магистерской программы и лаборатории в Таллинском университете Дэвид Ламас и профессор вуза Владимир Томберг. В свою очередь, эстонские коллеги пригласили сотрудников петербургского вуза Алексея Лаврова и Андрея Балканского принять участие в аналогичной международной конференции, посвященной всемирному дню юзабилити, которая проходит в Таллине. Помимо прочего, весной 2016 года группа студентов из Эстонии приедет на краткосрочное обучение в Университет ИТМО. Вузы-партнеры также рассматривают возможность создания совместной программы двойного диплома.

Фото: wud.ifmo.ru
Фото: wud.ifmo.ru

Выпустить востребованного, универсального UX-специалиста — приоритетная задача новой магистерской программы. Для этого, по словам Алексея Лаврова, один из блоков обучения является вариативным: магистрант может выбирать дисциплину исходя из того, каких компетенций ему не хватает больше — в графическом дизайне или программировании. Востребованность же выпускника такой программы обусловлена тем, что она охватывает максимально широкий круг потенциальных областей применения полученных в рамках обучения навыков, а у самого студента есть возможность принять участие в перспективных научно-практических исследованиях, которые проводятся на базе Университета ИТМО и его партнеров. По словам Артема Смолина, магистранты еще определяются с темами своих диссертационных исследований, но ряд студентов уже заинтересовались проектированием интерфейсов приложений для шлемов виртуальной реальности. Они присоединятся к работам по созданию таких интерфейсов для проекта Video360Production.

«Сейчас главная ошибка компаний, которые занимаются созданием приложений, программ и сайтов, — пренебрежение UX-процессом, — добавляет сотрудник лаборатории юзабилити-тестирования Центра дизайна и мультимедиа факультета технологического менеджмента и инноваций Университета ИТМО Елена Веселова. — При правильно построенном процессе можно исключить ошибки, способные отразиться на юзабилити системы, и сэкономить деньги организации. Примером может стать хотя бы нашумевший перезапуск сайта „Кинопоиск“: разработчики практически проигнорировали постоянных пользователей этого ресурса, удалив принципиально ценные для них функции. Юзабилити-тестирование с участием постоянных пользователей портала могло бы предсказать из неудовлетворенность».

Ульяна Малышева,
Редакция новостного портала Университета ИТМО

Архив по годам:
Пресс-служба