Летние школы в Мадриде: дроны, беспилотные автомобили и города будущего

Ежегодно десятки университетов России и мира проводят студенческие летние школы, где можно не только получить новые знания, но и познакомиться с культурой страны, где ни разу не был. Участниками таких школ регулярно становятся студенты Университета ИТМО — отправиться в зарубежный вуз помогает конкурс финансовой поддержки, победителям которого Университет ИТМО финансирует 70 % расходов по поездке. Например, в этом году сразу несколько бакалавров и магистрантов съездили на неделю в Мадридский политехнический университет, где слушали лекции и посещали лаборатории одного из самых крупных технических вузов Испании. О своем опыте они рассказали ITMO.NEWS.

Софья Антипова, студентка факультета пищевых биотехнологий и инженерии

Школа Clean energy + Future cities and technology

Я участвовала в летней школе​ Clean Energy + Future Cities and Technology, так как это направление близко моей будущей профессии. В Мадридском политехническом университете очень развита научнаядеятельность, и я думаю, получить такой опыт — крутая возможность.

В целом программа летней школы состоит из шести недель. Я попала на пятую неделю, которая была посвящена моему направлению. Каждый день с 9 утра до обеда у нас были сессии — лекции, зачастую больше проходящие в формате семинаров. Каждый мог задать интересующий его вопрос.

Софья Антипова.  Источник: социальные сети
Софья Антипова. Источник: социальные сети

В первые два дня проходили сессии по Clean Energy. Там мы узнали много нового о возобновляемых ресурсах, работе солнечных панелей. Следующие два дня были посвящены теме Future Cities + Technology. Здесь мы рассматривали несколько различных концепций будущего мира и разбирали их на примерах. В последний же — пятый день — приглашенные спикеры из различных вузов и компаний рассказали, как они воплотили множество идей для усовершенствования нашей жизни, автоматизации и повышения эффективности работы служб города. Кроме того, мы узнали, как проходит весь процесс изготовления солнечных панелей. После сессий возникло несколько идей для будущих проектов. Надеюсь, в будущем смогу их реализовать.

Также очень интересным дополнением были 2,5 часа испанского каждый день — это просто вау! Было очень увлекательно погрузиться в язык и культуру. Занятия проходили по большей части на испанском (минимум английского), в интерактивной форме — много общения, взаимодействий. И мне бы очень хотелось продолжить изучение этого языка в таком формате уже в России.

Такие программы, помимо прочего, дают возможность узнать, как в других странах уже работают технологии, о которых в нашей стране только стали задумываться. Например, та же сортировка мусора: в Мадриде в каждом номере нашей резиденции стояли мусорные баки для раздельного сбора.

Андрей Пальшин, студент факультета систем управления и робототехники

Андрей Пальшин.  Источник: социальные сети
Андрей Пальшин. Источник: социальные сети


Школа Connected and autonomous driving + Drones

Вся летняя школа политехнического университета Мадрида длится около четырех недель. В ней изучается множество областей: от робототехники и лидерства до испанской культуры и языка. Мы были в Мадриде неделю и участвовали только в курсах по робототехнике и автономным автомобилям. Однако многие ребята из самых разных стран проводят там больше месяца, изучая разные аспекты науки и культуры.

Поскольку мы приехали лишь на неделю, то не участвовали ни в каких дополнительных курсах, только в целевых. Однако это не сделало нашу программу менее насыщенной. С утра и до двух часов дня в течение недели мы учились, узнавая много нового. Курсы вели три профессора, которые сменяли друг друга. Время на изучение города оставалось только по вечерам.

Мадрид — потрясающий город, а уровень преподавателей школы очень порадовал. Лично мне было крайне интересно детально узнать о внутреннем устройстве беспилотных автомобилей, о том, как они общаются между собой и как консерваторы и технофобы пытаются противиться прогрессу. Также в курсе, посвященном автономным автомобилям, мы детально погрузились в самые различные аспекты создания и управления беспилотными автомобилями. Мы разбирали то, какие бывают уровни автоматизации, как организовано общение между автомобилями, разобрали различные законотворческие и этические проблемы. Обсудили защиту от злоумышленников и кибератак. В целом курсы по дронам и автономным автомобилям были рассчитаны на самый базовый уровень. Но хоть мы и были «подготовленными» слушателями, было очень интересно.

Моя научная работа посвящена использованию гиперспектральной съемки на беспилотных летательных аппаратах, и это практически идеально накладывается на тематику летней школы. Помимо самих курсов, у меня была возможность пообщаться не только с профессорами университета, но и с настоящими профессионалами со стороны бизнеса, которые приходили на летнюю школу в последний день.

Елена Герасимова, студентка физико-технического факультета

Елена Герасимова.  Источник: социальные сети
Елена Герасимова. Источник: социальные сети

Школа BioTech + Genomics

Я обучаюсь на программе «Нанофотоника и метаматериалы» и параллельно работаю в Международном научно-исследовательском центре нанофотоники и метаматерилов Университета ИТМО в междисциплинарном кластере под руководством Михаила Зюзина. Занимаюсь синтезом микро- и наночастиц и капсул и целевой доставкой лекарств, поэтому среди обилия летних школ в Политехническом университете Мадрида выбрала направление BioTech + Genomics. Здесь я рассчитывала получить новые знания по теме моего исследования и набраться идей для будущих проектов.

Курсы в рамках летней школы шли неделю. Занятия длились с 9:00 до 13:00. Это очень удобно: вторая половина дня свободна для прогулок по Мадриду. В целом летняя школа состояла из лекций, воркшопов и визитов в лабораторию. Сами лекции не были трудными. Многое из пройденного (например, как устроены ДНК и РНК) изучается в России в школах, но для некоторых участников эта информация была сложна. В основном на занятиях рассказывали о биомедицинских проектах Политехнического университета Мадрида, некоторые из них были довольно интересны. К сожалению, воркшоп немного разочаровал, так как был посвящен развитию soft skills, а не строился как лабораторная работа, где можно было получить новые знания в области биомедицины и биофизики.

Егор Мацуев, студент факультета систем управления и робототехники

Егор Мацуев. Источник: социальные сети
Егор Мацуев. Источник: социальные сети


Школа Connected and autonomous driving + Drones

Моя специализация — Мехатроника и робототехника, поэтому тема этой летней школы мне была очень близка. В целом программа была насыщенной. Мы занимались пять дней, но за это короткое время нам рассказали о многом: про виды и способы управления квадрокоптерами, датчики, техническое зрение для распознавания количества выращенных ананасов на плантации, а также областях наводнений, про совместное управление транспортными средствами, способы и типы передаваемых данных между ТС.

Также нам показали лабораторию INSIA и рассказали о проектах, над которыми ведутся исследования. Лаборатория очень большая, там есть как минимум три автомобиля: один огромный грузовик, который перевозит камни при прокладке тоннелей, автобус, а также множество дронов разных размеров. Все эти ТС будут частично или полностью автономны, а также будут делиться информацией друг с другом. В конце профессора рассказали о практическом применении этих технологий в Мадридском политехническом университете, а представители компаний – о том, как им удается реализовывать их. Также нас покатали на управляемом с планшета автомобиле, который может двигаться автономно в составе колонны.

Если говорить о практической работе, в один из дней нам нужно было настроить алгоритм управления квадрокоптером и посмотреть, на что влияют различные параметры. При этом дрон либо стабилизировался на заданной высоте, взлетал при приближении объекта снизу, либо его начинало раскачивать, то есть он двигался то вверх, то вниз при неправильной настройке коэффициентов. Для меня это было несложно, так как я уже программировал множество роботов и знаком с программой MATLAB.

Но я никогда не слышал о существовании технологии общения машин друг с другом и инфраструктурой. Это то, без чего невозможно добиться абсолютно автоматического вождения. Для меня на школе это показалось самым интересным, потому что это следующий шаг в развитии беспилотных автомобилей. Также мне понравилось, что компании рассказали о своих разработках и планах с использованием новейших концепций. Их презентация показала, что эти технологии существуют не только в лаборатории и крупных компаниях по беспилотным автомобилям, но и в других, не менее технологичных. Полученные знания расширили мой кругозор, познакомили с новыми технологиями, и, думаю, в будущем я мог бы использовать их в различных проектах и работах. Если что-то подобное появится в Петербурге и Университете ИТМО, то я буду готов влиться в процесс с пониманием происходящего.

Редакция новостного портала
Архив по годам:
Пресс-служба