Площадка для старта

Магистранты образовательной программы «Световой дизайн» участвуют в конкурсной программе музея-заповедника «Гатчина» третий год подряд. За это время многие из них успели защитить дипломы, начать карьеру светодизайнера и даже одержать победу в фестивале. Так, в прошлом году победителем в номинации «Световые инсталляции» стала работа Esc выпускницы Марии Кобяковой и творческого коллектива молодых архитекторов, художников и светодизайнеров Haptic Team.

Премию в 100 тыс. рублей они потратили на развитие собственной мастерской. Аналогичная сумма ждет победителя номинации «Световые инсталляции» в этом году. После «Ночи света в Гатчине» команда приняла участие еще в трех крупных фестивалях — «Круг света» в Москве, Intervals в Нижнем Новгороде и «Чудо света» в Петербурге. На данный момент коллектив хочет попробовать себя во второй номинации Гатчинского фестиваля «Видеомэппинг». Заявки на участие в данной номинации принимаются до 30 июня текущего года. За победу предусмотрена премия размером 50 тыс. рублей.

«В прошлом году фестиваль стал отличным стартом для нашей команды. Здесь мы познакомились с первыми клиентами. Работаем с ними до сих пор. Команду сформировали незадолго до участия в конкурсной программе: встретились на бесплатных курсах по визуальному программированию в молодежном центре Квадрат, — рассказывает Мария Кобякова. — Апробировав технологию дополненной реальности в Гатчине, мы продолжили работать с ней на других фестивалях. Участие в Ночи света очень ценно именно тем, что здесь есть возможность экспериментировать, создавать новое и сразу получать фидбек от аудитории. В этом году мы планируем снова воспользоваться такой возможностью и попробовать себя в новой области».

Новые лица

Тема конкурса «Отражения» является продолжением основной темы фестиваля этого года «Вода». Из 80 заявок авторитетное жюри отобрало 19 лучших работ, из них порядка 14 инсталляций создадут участники из Петербурга. Авторы остальных арт-объектов представят Москву, Ижевск, Италию и Великобританию. В конкурсе могут принимать участие как отдельные авторы, так и творческие коллективы. Возраст каждого участника не должен превышать 35 лет.

В этом году состав жюри пополнили новые имена представителей российского и зарубежного мира искусства, светового дизайна и интерактивных медиа. Среди них — генеральный директор и режиссер международного агентства иммерсивных коммуникаций Avocado Toast Денис Астахов, директор Центра современного искусства имени Сергея Курехина Анастасия Курехина, известный российский куратор и арт-критик Лиза Савина, директор португальского фестиваля светового искусства «Lumina» Кароль Пурнелль и арт-директор эстонского фестиваля света «Wandering Lights» Каспар Лутсманн.

Всего работы оценило 27 членов жюри. Проекты будут созданы в период арт-резиденции с 7 по 15 августа на территории Гатчинского парка и представлены во время проведения фестиваля 16 и 17 августа 2019 года. Среди конкурсных объектов — две инсталляции магистрантов первого курса и один проект выпускников программы «Световой дизайн» Университета ИТМО.

Курс на интерактив

Магистрант-светодизайнер Любовь Ангелова является автором концепции световой инсталляции «Орто-молекула». По первому образованию студентка Университета ИТМО — дизайнер архитектурной среды, эту специальность девушка получила в Белорусском национальном техническом университете. В команде также два ее однокурсника — Дмитрий Инги, бакалавр в области лазерной техники и лазерных технологий, и Алена Хватова, дизайнер архитектурной среды, ранее обучавшаяся в Саратовском государственном техническом университете имени Гагарина.

Концепция инсталляции «Орто-молекула»
Концепция инсталляции «Орто-молекула»

По мнению автора концепции, вода является частью всего живого. Благодаря ей весь мир работает как единый организм. Она носитель информации, а значит, может отражать в своей структуре жизнь людей. Эта идея и была заложена в проект. «Орто-молекула» представляет собой динамическую интерактивную конструкцию общей протяженностью шесть метров. Конструкция состоит из шести зеркальных треугольных двухметровых призм. В верхней части каждой призмы установлен архитектурный прожектор, свет от которого попадает на зеркальные грани расположенной напротив призмы.

При согласованном повороте всех шести призм участники инсталляции могут создавать шестигранную молекулу замерзшей воды — снежинку. Таким образом происходит не только взаимодействие человека с объектом, но и между людьми. У каждого участника инсталляции всегда есть выбор — сохранить общий порядок мироздания или повергнуть мир в хаос. О такой возможности посетителям будет рассказывать волонтер во время фестиваля в августе.

«Для меня важна идея, образ и художественный язык. В своей работе я практически не использую технологии. Во-первых, только технологией сейчас никого не удивишь. Во-вторых, сказывается влияние бэкграунда и первого семестра обучения на программе Световой дизайн. Для дизайнеров важно уметь выражать свои идеи простым языком и минимальными средствами. В этом есть рациональное зерно даже с точки зрения реализации инсталляции в полевых условиях. Это я проверила на собственном опыте в прошлом году, приняв участие в арт-резиденции фестиваля», — поясняет Любовь Ангелова.

Любовь Ангелова
Любовь Ангелова

Смысл в идее

По мнению автора второй инсталляции «Слияние», магистранта первого курса программы «Световой дизайн» Михаила Андреева, чем чище образы и проще взаимодействие людей, тем яснее замысел автора и отчетливей проявляется красота художественного языка света. Особенно в условиях фестиваля, когда у посетителей мало времени для знакомства с каждым арт-объектом. В своей работе Михаил, как и его однокурсница Любовь, сделал акцент больше на идейную часть.

«Сегодня многие арт-конкурсы ждут технологичности от художественных решений. Я не против этого. Наоборот, считаю нужным уметь пользоваться современными технологиями, но при условии, что технология не идет вперед идеи. В скором времени технологический бум пройдет. Мы перейдем на новый пользовательский уровень, когда художественная идея будет служить не технологии, а человеку. Первые предпосылки к этому уже есть на Западе и проявляются в работах отдельных художников — например, Олафура Элиассона и Рафаэля Лозано Хеммера — или британских команд — United Visual Artist, Jason Bruges Studio», — комментирует Михаил Андреев.

Михаил Андреев
Михаил Андреев

Концепцию инсталляции «Слияние» магистрант придумал вместе со своим братом Александром. Оба автора получили первое образование на факультете монументально-декоративного искусства Академии Штиглица. В основу их идеи легла возможность каждому оставить свой след на бескрайних просторах сети Интернет. Инсталляция представляет собой своеобразную игру света и тени, которую художник создает простыми средствами с помощью архитектурного освещения и бликов воды. Отражение бликов воды на полотнах экранов ненавязчиво побуждает проходящих мимо посетителей фестиваля сделать селфи.

«Фотография — это отражение человека. Нашей инсталляцией мы хотели бы запечатлеть отражение человека не в естественной, а искусственно созданной им же самим среде. Поэтому мы постарались создать соответствующие условия, при этом очистив пространство от давлеющего нарратива. Чтобы люди были свободны и выбирали сами, погрузиться ли им в изучение абстрактных образов инсталляции, либо сфотографироваться и дополнить произведение новыми смыслами», — объясняет идею Михаил Андреев.

Концепция инсталляции «Слияние»
Концепция инсталляции «Слияние»

Задача погрузить в среду

Более сложная с точки зрения технической реализации инсталляция «Звездная пыль». Концепцию придумала Валерия Молодовская, выпускница программы магистратуры «Световой дизайн» Университета ИТМО. У автора уже есть опыт работы на фестивале. В 2017 году, будучи еще студентом, вместе с Кириллом Шамрицким, Дмитрием Чухиным и Никитой Пащенко она создала инсталляцию «Moon Water».

«Звездная пыль — это символ волшебного и магического мира. Иллюзия цветущего фантастической пылью дерева. Его визуальный образ может стать сильным акцентом и своеобразными воротами в неведомый мир. Главная задача художника здесь — создать ощущение, что контент всегда существовал в данной среде. Просто мы до этого его не замечали. Я надеюсь, что наша работа найдет очень много откликов у зрителей не только благодаря содержанию, но и интерактивной части, так как этой инсталляцией мне бы хотелось, в первую очередь, погрузить зрителя в созданный нами мир», — делится мыслями Валерия Молодовская.

Концепция инсталляции «Звездная пыль»
Концепция инсталляции «Звездная пыль»

Погружение будет реализовано с помощью специального аудиосопровождения и видеоконтента, проецируемого на деревья, траву и все объекты, расположенные в зоне действия инсталляции с помощью проектора Panasonic PT-DZ21K2E и светового прибора LEDWASH-CITY-COLOR. Создать арт-объект автору помогут однокурсница Валерия Лукинская, магистранты второго года Ян Коваль и Екатерина Святлович, а также приглашенные специалисты в области инженерии и технического сопровождения Артем Смирнов и Иван Андриянов.

Подробнее о фестивале «Ночь света в Гатчине» можно узнать по ссылке.