Для кого эта программа и в чем ее цель?

Программа, которую мы предлагаем, должна быть интересна людям, которые хотят устроить нашу экономику и общество по-новому. Знать, какие технологические тренды развиваются в глобальной экономике, и способствовать их внедрению и развитию в России в разных отраслях – это и станет их профессиональной задачей. Основная цель программы – покрыть дефицит специалистов в реальном секторе экономики. Программа нацелена именно на подготовку проектировщиков и тех, кто будет внедрять инновации в технологические процессы действующих предприятий. Речь идет о тех инновациях, которые уже изобретены, известны и накоплены, но грамотная работа по внедрению которых в производственные процессы реальных предприятий под силу сегодня немногим. Специалисты, которых мы будем готовить, определяют в технологическом процессе некие проблемные зоны, хорошо зная сам технологический процесс, и помогают предприятию выбрать ту инновацию, которую необходимо купить и внедрить в этот процесс, получив качественный результат.

В чем особенность программы?

Программа имеет высокую вариативность. В любой бакалаврской программе есть большой модуль дисциплин по выбору. Как правило, дисциплины по выбору предлагаются в паре. Студент из двух дисциплин, определяя свою образовательную траекторию, выбирает одну на свое усмотрение. В нашем случае модуль на выбор составляет сразу пять дисциплин. Всего таких дисциплин по выбору 17, и разбивка на пять дисциплин предполагает, что студент, выбирая одну, может прослушать весь углубленный курс в 17 дисциплин. Если он прослушает 17 дисциплин одной образовательной траектории, то он получит углубленное профессиональное образование не только как проектировщик и внедренец инноваций, но и как специалист с базовыми техническими знаниями профессиональной области. У нас представлено пять основных траекторий: Стратегическое управление инновационным бизнесом, Организация инновационного производства, Инновационные финансовые технологии, Маркетинг инноваций, Инновации на транспорте. Если студенту не понравится по какой-либо причине выбранное направление, то он может прослушать в одном семестре дисциплину по транспорту, в следующем семестре взять финансы и т.д. Строгого закрепления за направлением нет, но мы рекомендуем выбирать углубленную линию, потому что тогда формируются системные комплексные знания в одной узкой области, а таких специалистов сейчас на рынке труда очень немного.

Елена Будрина
Елена Будрина

Когда начинается выбор дисциплин?

Выбор дисциплин начинается уже на первом курсе. В первом и втором семестрах ребята прослушают две дисциплины по выбору, которые погрузят их в самые основы профессии. Дальше дисциплины по выбору будут углубляться, и их количество будет постепенно нарастать. На третьем и четвертом курсе таких дисциплин станет больше всего.

Какие испытания ожидают абитуриента при поступлении на эту программу?

Пакет вступительных экзаменов включает русский язык, английский язык и математику. Набор несколько необычный для технических специальностей, но в нашем случае отдано предпочтение иностранному языку. Это сделано неслучайно: пространство изобретения технологических инноваций сейчас межстрановое, поэтому описание и все технические чертежи выполняются чаще всего на английском языке. Кроме того, сама Россия плотно участвует в технологической интеграции, поэтому все, что изобретается в России, тоже перекладывается на иностранные языки, и, конечно, первый язык – это английский. Поэтому для нас принципиально важен уровень владения английским языком. Также международная интеграция, проводимая вузом (разнообразные мероприятия, лекции приглашенных профессоров, стажировки, летние и зимние школы и др.) требует уверенного знания иностранного языка.

Для абитуриентов, которые по каким-то причинам не сдавали ЕГЭ, вуз предложит вступительные испытания, но для этого важно соблюсти сроки подачи документов: для сдачи вступительных экзаменов в вузе нужно подать документы строго до 10 июля. Кто сдавал ЕГЭ – подают документы в приемную комиссию и ожидают результаты.

Насколько абитуриенты могут быть заинтересованы в такой программе, ожидается ли конкурс?

По направлению «Инноватика» у нас было очень мало бакалаврских программ, которые бы ориентировали на подготовку такого рода специалистов. В основном по программам, которые есть в России, в направлении «Инноватика» подготовка идет самая общая. Человеку объясняют, что такое инновация, как ее изобретают, как ее продвигают и как ее продают. Мы все-таки создавали нашу программу как практико ориентированную и выпускающую специалистов для реального сектора производства. Это, конечно, не запрещает тем, кто проявит способность и склонность к проведению научных исследований, к творческой работе, пойти в другом направлении. Мы ожидаем, что интерес к такой программе у абитуриентов появится.

Какие дисциплины и области студенческих исследований ожидают будущего студента?

Области исследований могут быть самыми разнообразными, но, конечно, они все связаны с технологиями и управлением технологическими инновациями. Мы готовим не управленца с инженерными знаниями, а инженера с управленческими знаниями, чего очень часто не хватает ребятам, которые приходят учиться на инженерные направления и специальности. Поэтому углубленная подготовка по проектированию внедрения инноваций формируется в рамках освоения большой дисциплины, которая будет длиться в течение двух лет обучения, студенты будут делать один большой сквозной проект в течение 4 семестров, который в каждом семестре будет заканчиваться промежуточным отчетом. В целом подобная работа представляет собой серьезный проект по внедрению инновации или управлению технологическими инновациями на примере какого-либо предприятия. Преимущество программы в том, что она дает широкий спектр приложений полученных навыков на рынке труда. Такие специалисты могут быть легко использованы в разных сферах деятельности и разных отраслях промышленности: на транспорте, в промышленности, в сфере услуг – везде, где есть высокотехнологичное и наукоемкое производство.

Насколько легко перейти с одной образовательной траектории на другую, ведь отрасли, изучаемые в комплексе дисциплин разных траекторий, имеют большую специфику?

Если делать это в процессе обучения, то нужно советоваться с тьюторами для того, чтобы правильно выстроить образовательную траекторию, чтобы прежде полученные навыки по одному направлению не оказались ненужными после перехода на обучение по другой траектории. Весь учебный план построен таким образом, чтобы знания одновременно расширялись и углублялись. И этот принцип не сильно зависит от узкой области, которую ребята выбирают в блоке дисциплин по выбору, выбирая траекторию обучения.

Кто будет преподавать на новой программе?

Здесь у нас смешанный коллектив преподавателей – штатных сотрудников вуза и преподавателей-практиков с предприятий. Штатные преподаватели Университета ИТМО – это кандидаты и доктора наук в разных отраслях, которые формируют базовые компетенции. Преподаватели, которые приходят из бизнес-среды, ведут курсы дисциплин, которые быстрее всего подвержены изменениям в связи с тем, что деловая среда находится в постоянной динамике. Например, моделирование инновационных технологий на транспорте и информационные технологии на транспорте – два самых привлекательных курса для ребят. Есть курсы по организации технологического проектирования или управлению интеллектуальной собственностью, которые тоже будут вести представители профильных фирм. У нас уже есть договоренности с руководителями конкретных производств на проведение лекций.

Как будет проходить практика студента?

Есть три вида практик. Организационно-управленческая практика проводится после второго курса с привязкой к конкретному предприятию для изучения, описания его технологического процесса и выявления в нем проблем на общем уровне. Чисто технологическая практика проводится в конце третьего курса и погружает студента в особенности технологического процесса конкретного предприятия, его связь с другими процессами на предприятии. Последняя, преддипломная практика проводится на предприятиях, которые становятся предметом исследования студентов в рамках выпускной работы.

Есть ли перспективы трудоустройства у студентов на практике?

У нас есть заключенные договоры на базы практик, но дальнейшее трудоустройство будет зависеть от студентов, от того, как они себя проявят на практике. Предприятия рассматривают не только те компетенции, которые человек должен иметь, поступив на первый курс и окончив его, придя на втором куре на практику. Предприятие рассматривает желание и способность молодого специалиста углубляться в профессиональную сферу, уже приобретенные знания и умение их применять. Если человек проявляет активность не только в аудитории, то проблем с трудоустройством у него не будет. У нас есть магистерская программа «Инновационные транспортные технологии». Ребята, которые сейчас на ней обучаются, все уже давно сотрудничают с предприятиями, и под них готовы потенциальные рабочие места. Завершая обучение на программе, они трудоустраиваются на наших предприятиях-партнерах.

Насколько широк диапазон предлагаемых программ для дальнейшего обучения у таких специалистов?

Они могут выбрать любую магистерскую программу, связанную с их интересами. Если говорить про Инноватику, то у нас существует несколько магистерских программ, которые после бакалавриата позволяют ребятам выбрать свою углубленную магистерскую программу. Есть около 10 магистерских программ, которые реализуются на факультете технологического менеджмента и инноваций, есть по отраслям и сферам деятельности.

Что ждет выпускника программы после завершения вуза?

Специалистов, которые не изобретают инновации, а хорошо знают спектр инноваций, и владеют информацией обо всем, что на сегодня изобретено и можно грамотно использовать, очень немного. Сейчас отряд тех, кто формирует новый технологический уклад, делится на две группы специалистов: тех, кто изобретает технологические инновации, и тех, кто их продвигает, проектирует внедрение и внедряет. Изобретателей много, но у них, как правило, нет достаточных компетенций для того, чтобы правильно, грамотно, быстро и эффективно (с коммерческим результатом) продвинуть и продать свои изобретения. Тем, кто продвигает инновации, не всегда хватает инженерных знаний, чтобы правильно подобрать место приложения инновации. Программа появилась как раз, чтобы заполнить специалистами этот профессиональный разрыв на рынке труда и в реальной экономике – дать инженеру хорошие знания для продвижения, проектирования и внедрения инновации с экономическим эффектом.

Предприятия уже успели выделить рабочие места под таких специалистов или выпускники смогут работать сами на себя, сотрудничая с предприятиями?

Возможны разные варианты. Сейчас во многих предприятиях открываются такие должности, как «специалист по развитию» или «специалист по инновациям». Позиции эти для предприятий стратегически важные, потому что каждое предприятие стремится закрепиться на рынке и развиваться. Не встав на путь внедрения инноваций, закрепиться на рынке надолго будет невозможно. Поэтому такие специалисты в цене, их не хватает, они действительно востребованы. Часто должность открывается, но на нее долго не могут долго найти специалиста с нужным образованием или компетенциями.

Выпускники также могут работать и на себя. Многие открывают собственное дело, как правило, это консультационные или аналитические бюро, малые предприятия, стартапы и проекты из которых вырастает собственный бизнес. Это могут быть небольшие проектные компании, которые сами создают инновации и продвигают их. В рамках университетской жизни создана специальная среда для такой самореализации – бизнес-инкубатор и Технопарк, где будущие студенты могут попробовать реализовать свою идею в виде стартапа.