Клуб CS:GO Университета ИТМО. Источник: социальные сети

Доигрался: как геймеры становятся киберспортсменами

Для людей, далеких от компьютерных игр, само слово «киберспорт» звучит необычно. Что это значит? Какой такой спорт может быть в виртуальном пространстве? Тем не менее, команды, профессионально играющие друг против друга в League of Legends или Counter-Strike, собирают целые стадионы болельщиков и получают многомиллионные гонорары. При этом у киберспорта есть свои правила и требования к спортсменам. О том, как становятся киберспортсменами, почему в профессиональных игровых турнирах важны выдержка и стратегия, разбирался ITMO.NEWS.

Как проходят турниры по киберспорту

Все началось с игры Doom 2 в 1993 году. Тогда этот «шутер» (от слова shoot — «стрелять») поразил игроков не только своей качественной графикой и динамичностью действия. Самое главное, что в Doom 2 стала возможна сетевая игра. Пользователи стали проводить турниры и схватки, находясь в сотнях километров друг от друга. Первая же лига кибератлетов Cyberathlete Professional League появилась в США в 1997 году вместе с выходом игры Quake, по которой был проведен первый турнир.

Сегодня же соревнования проходят по множеству игр или, как их называют сами киберспортсмены, по дисциплинам. Игры делятся на «шутеры», стратегии и другие жанры. Особо популярным сейчас стал формат игры MOBA — Multiplayer Online Battle Arena, что в переводе означает «многопользовательская боевая онлайн-арена». Главная цель — захватить базу команды-противника. При этом игроки играют индивидуально за отдельного героя, развивая его, приобретая для него дополнительные навыки — именно под этот процесс отводится большая часть виртуальной схватки. Киберспортсмены соревнуются на огромных аренах, матчи показывают в прямой трансляции и по ходу разбирают профессиональные комментаторы.

Doom. Источник: nocookie.net
Doom. Источник: nocookie.net

В России киберспорт легализовали еще в 2001 году, а через несколько лет из-за бюрократических тонкостей его исключили из реестра видов спорта. Однако в прошлом году ему снова вернули законность: в стране существует собственный Кубок по киберспорту.

В Университете ИТМО киберспорт стал развиваться два-три года назад с периодических вузовских турниров. На сегодняшний день сборная вуза выступила во всероссийской студенческой киберспортивной лиге и вошла в пятерку лидеров по Санкт-Петербургу. Выигрыш сборной напрямую зависит от побед команд по разным дисциплинам. Минимум надо выиграть турниры по трем из пяти дисциплин, тогда победа засчитывается вузу. Например, особо хорошо себя показали команды Университета ИТМО по Dota 2, LOL, Hearthstone. А буквально месяц назад один из лучших игроков по Hearthstone выиграл городской турнир и получил достаточно крупный выигрыш, сообщил Вячеслав Алексеенко, руководитель секции киберспорта клуба «Кронверские барсы». Он и Альберт Сафин, капитан команды для игры в «шутер», рассказали о тонкостях, стратегиях и концепции киберспорта.

Не все игры становятся объектом киберспорта. Каковы критерии для спортивной игры?

Вячеслав: Самое главное, чтобы в игре было как можно меньше случайностей. Важно, чтобы игроки выигрывали не за счет удачи, а за счет своих навыков, умения стратегически мыслить и просчитывать ходы противника. Киберспортсмены должны с самого начала осознавать свои возможности и варианты тактики. Чем больше в игре «рандома», тем больше дисбаланса и проблем.

Альберт: Случайность может перевернуть всю игру, и ты проиграешь не потому, что плохо играл, а потому, что тебе не повезло. Есть, например, карточные стратегии. И в них все зависит от того, придет ли тебе в нужный момент нужная карта. Твой противник может с самого начала иметь козырь в руке, а ты так и не дождешься своего. Получается, исход игры предопределен. В некоторых компьютерных играх бывают предметы, которые герой может купить для развития персонажа. И иногда у предметов есть процент срабатывания: он может сработать в схватке, а может не сработать. Это тоже неправильно, и такие случаи должны быть сведены к минимуму в киберспортивных играх.

Университет ИТМО. Альберт Сафин и Вячеслав Алексеенко
Университет ИТМО. Альберт Сафин и Вячеслав Алексеенко

Как же можно просчитывать стратегии в киберспортивной игре и от чего зависит тактика игроков?

Альберт: На самом деле, почти все приходит с опытом. Чем больше ты играешь, тем быстрее понимаешь стратегии противника и строишь свою в зависимости от развития событий в игре. Везде есть особенности. Например, в «шутерах» команды в ходе одного соревнования могут играть 30 разных раундов. И уже после первых пяти раундов можно определить тактику команды противника и выстроить на этом свой план.

Вячеслав: Очень многое зависит от скорости реакции и от того, как ты будешь играть на начальной стадии. Важно сразу же повысить боевой дух команды, если ты лидер. Для отработки навыков мы проводим командные тренировки, играем только в онлайн. Также можно практиковаться на городских любительских турнирах, которые проходят в специальных клубах.

В некоторых играх, например, в шахматах, игрок может совершить всего один ошибочный ход, который неминуемо приведет его к краху. Есть ли подобные ошибки в киберспорте?

Вячеслав: Бывает, когда команда не понимает стратегии противника, а потому начинает проигрывать. Однако были случаи, когда на последних минутах схватки более слабая команда вдруг предпринимала быструю атаку и громила противника в пух и прах. Поэтому очень важен боевой дух — опускать руки после неудач нельзя.

Альберт: Здесь тоже все очень индивидуально. В играх MOBA, может, и есть смысл сдаться, если команда совершила ошибку на ранней стадии, а противник это заметил. Можно также поменять свою стратегию на защитную. В «шутерах» же проигрыш в одном раунде не значит проигрыш вообще. Там важнее экономическая составляющая: надо копить деньги, чтобы покупать вооружение и броню. Также в них критически важно сохранять хладнокровие до самого конца и не раздражаться, если не получается победить. Хотя это не всегда получается.

Почему же киберспорт собирает тысячи болельщиков на стадионах? Ведь они не сами играют, а смотрят.

Вячеслав: Сложно объяснить. Это как футбол. Людям нравится, им это интересно. Надо просто почувствовать это. Возьмем игру DOTA. Там нужно считать количество времени, когда в какой-то области не будет видно карты, через сколько противник вернется из мертвых. Это напряжение, которое заставляет волноваться, сопереживать. Этим она и популярна. Люди, которые видят, как умело играют профессиональные киберспортсмены, восхищаются этим. Иногда на турнирах происходят очень красивые вещи.

Альберт: Например, в «шутере» может быть такой момент, когда из пяти игроков команды остается только один. И он в одиночку выступает против другой команды, уничтожает противника и выигрывает раунд для всей своей команды за счет личных навыков. Так как случайность сведена к минимуму, а друг против друга играют настоящий профи, это вызывает настоящий WOW-эффект у зрителей. Один человек своим умом, стратегическим мышлением переиграл пятерых! Кроме того, когда человек совершает подобное, он очень сильно вовлечен: у него руки трясутся, адреналин гуляет по крови — эмоции, как и в настоящем спорте.

Клуб CS:GO Университета ИТМО. Источник: социальные сети
Клуб CS:GO Университета ИТМО. Источник: социальные сети

Сколько времени у вас уходит на киберспорт?

Альберт: В моем случае киберспорт начинает превращаться из хобби в некоторую рутину. Так как я собрал собственную команду, мы усиленно тренируются три дня в неделю в определенное время. При этом мне необходимо подумать, о чем я буду рассказывать команде на очередном занятии, какую тактику мы будем рассматривать. На этом уходит три-четыре часа каждый раз. Кроме командных тренировок, есть еще индивидуальные, когда каждый садится дома и играет. Но пока я не устаю от этого. Конечно, если сидеть пять-шесть часов перед монитором, то просто физически будет тяжело, реакция станет уже не такой быстрой. С точки зрения психики, как я и говорил, важно уметь себя контролировать, получать от игры удовольствие и начинать ее с позитивным настроением. Хотя иногда начинаешь психовать, если неудачи следуют одна за другой.

Как вы начали играть профессионально?

Вячеслав: Я, на самом деле, всегда увлекался спортом: занимался волейболом, другими видами спорта, а также играл в игры. В Университете ИТМО меня пригласили помочь с организацией мероприятия по киберспорту — я увлекся и втянулся.

Альберт: Я, как и многие, начал играть в детстве. Когда вышла новая версия Counter-Strike с возможностью соревноваться с другими игроками, было очень интересно собирать команду, вместе добиваться поставленных целей. Пару лет назад в вузе был набор команды для участия в межвузовском турните по «шутеру», и меня туда взяли. Сейчас я уже сам капитан команды.

Какие личные качества определяют хорошего киберспортсмена?

Вячеслав: Первое, что нужно — уметь прислушиваться к команде и учиться на ошибках, которых бывает очень много в начале, но становится все меньше с каждой новой игрой. Кроме того, киберспортсменами становятся, наверное, не из-за какой-то предрасположенности, а просто потому, что человеку в какой-то момент стало комфортно находиться в этой среде. Ведь очень часто заядлыми игроками становятся именно в подростковом возрасте: благодаря играм человек находит себя, находит новых друзей и единомышленников. Поэтому и происходит зависимость от игр. Но у киберспортсменов эта зависимость очень взвешенная, они расценивают игру лишь как часть своей жизни, как очень приятную работу. Главное отличие киберспортсмена от просто зависимого геймера в том, что с первым вы сможете поговорить не только об играх, но и о многом другом.

Редакция новостного портала
Архив по годам:
Пресс-служба