Шесть правил, как совмещать учебу с работой и все успевать

Шесть правил, как совмещать учебу с работой и все успевать

Рано или поздно большая часть студентов сталкивается с необходимостью совмещать учебу с работой или любимым хобби. Однако далеко не каждому удается правильно планировать свое время, чтобы справляться сразу с несколькими задачами. Директор Центра личностного развития факультета технологического менеджмента и инноваций Университета ИТМО Анастасия Причисленко дала несколько советов, как научиться все успевать.

Правило 1: Формируйте правильные привычки

Да, большая часть того, что мы делаем за весь день — это привычные нам действия. Мозг стремится экономить энергию, и мы повторяем многие вещи практически на автомате. Как же сформировать полезные привычки, которые помогут проводить день более насыщенно?

Время. Отводите своей полезной привычке время в расписании (утром — бег, вечером — приседания, тарелка салата за обедом). Вечные откладывания «на потом» возникают из-за отсутствия конкретного выделенного времени.

Подготовка. Не пугайте свой организм внезапными переменами. Планируя бегать утром, перед сном положите рядом с кроватью кроссовки и форму, а не халатик.

Умеренность. Больше одной привычки в неделю добавлять не стоит. Если вы завалите себя «новой жизнью с понедельника», велика вероятность, что к следующему понедельнику вы от этой новой жизни откажетесь.

Терпение. Не нужно юношеского максимализма. Начинайте с микродоз новых привычек в своей жизни. Хотите ввести спорт в свою жизнь? Приступите к этому с легкой утренней разминки, постепенно прибавляйте выпады, приседания, отжимания. Сами не заметите, как окажетесь в спортзале.

Закон мотивации подобен маятнику. Если у вас под влиянием вдохновения резко появляется сильнейшее желание менять свою жизнь и вы разворачиваетесь на 180 градусов, скорее всего, через некоторое время ваша мотивация так же резко упадет до отрицательных значений. Это часто бывает с людьми, у которых все вполне хорошо: просто в какой-то момент они себя «накачивают» мотивацией, заваливают проектами, а потом жизнь и настроение резко падают, иногда вместе со здоровьем.

Правило 2: Высыпайтесь

Пожалуй, главный совет на все времена. Лучше пожертвовать несколькими часами в социальных сетях и уснуть в промежуток между 22:00 и полуночью, чтобы рано утром встать и сделать все невыполненные дела. Если хотите, чтобы запоминаемая информация перешла из кратковременной памяти в долговременную, нужен сон — она усваивается, пока вы спите.

Правило 3: Регулярность и частота

Если взялись за освоение чего-то нового, лучше посвящать этому 15 минут ежедневно, чем трать по несколько часов раз в неделю. Особенно это актуально для изучения иностранного языка: ежедневные тренировки длительностью в 15−20 минут помогут сформировать привычку. Результат не заставит себя ждать.

Правило 4: Планируйте свой день письменно

Записывайте, не чтобы запомнить, а чтобы забыть. Расписав с утра задачи, которые надо выполнить, вам больше не придется удерживать их в голове. Во-первых, вы повышаете свою ответственность, давая себе некоторые обязательства. Во-вторых, вы сразу увидите возможные проблемы и нестыковки, сопоставив текущие задачи в своем ежедневнике или приложении. Кроме того, вы разгрузите свой мозг и избавитесь от тягостного чувства, что вам еще выполнять несметное количество задач.

Здесь поможет методика Дена Аллена — Getting things done. Согласно ей, все задачи стоит поделить на три категории. Если дело может быть сделано за минуту, сделай его сразу. Если дело не завершить за минуту, но его нужно сделать, отведите для него конкретное время. Разрешите себе не думать о нем до указанного момента выполнения.

Совет 5: Многозадачность — миф!

Не существуют людей, которые делают много задач одновременно: они попросту быстро переключаются между несколькими делами. На переключение расходуется время и энергия человека. Поэтому, если говорить про совмещение работы с учебой, лучше отделять их друг от друга. Когда с утра вы будете планировать свой день, подумайте объективно, сколько времени может занять домашняя работа и очередная часть важного проекта. Иногда это вовсе не три часа «с запасом», а всего 30 минут. Так, затрачиваемое время будет подстраиваться под те сроки, которые вы себе поставили.

В помощь — техника Pomodoro: заводим таймер на 20 минут, за эти 20 минут полностью погружаемся в задачу. Сработал таймер на перерыв — полностью переключаемся на отдых. Прошло 3−5 минут — снова ставим таймер и переключаемся на работу.

Совет 6: Правильно расставляйте приоритеты

Применяйте ABC-анализ, чтобы не провести в рутине весь день, а к вечеру обнаружить, что важных дел — непочатый край.

А — дело очень важное, я могу сделать его только сам и в ближайшее время;

B — дело важное, но его можно делегировать коллеге или сделать чуть позже;

С — дело, которое легко перепоручить или сделать быстро.

Правило следующее: не приступайте к задачам из категории B, пока с утра не выполнили все A-задачи. Согласно принципу эксперта Брайана Трейси, «сначала съешьте лягушку» с самого утра, чтобы не испортить себе весь день. Например, если вам предстоит возня с документами, расправьтесь с ней пораньше, чтобы не сходить с ума в течение дня.

Если вы хотите успевать еще больше, записывайтесь на факультатив аспирантки Университета ИТМО Анастасии Абрамовой. Он сочетает в себе основы курса Learning how to learn от Coursera, а также обучение навыкам самоорганизации и сокращения времени на учебу. Кроме того, слушатели факультатива смогут перенести все эти советы в реальность и отработать их на практике.

Редакция новостного портала
Персоны
  • Анастасия Причисленко

    Директор Центра личностного развития факультета технологического менеджмента и инноваций Университета ИТМО

Архив по годам:
Пресс-служба