Работа в лабораториях и реальные проекты из индустрии: как устроена первая в России магистерская программа по светодиодным технологиям

Светодиодные технологии уже давно вытесняют привычные еще 20 лет назад лампы накаливания и другие энергонеэффективные источники света. При этом сегодня освещение становится интеллектуальным, прочно входя в системы «умных городов», все более популярными становятся технологии светового дизайна, понятия качества света, светового загрязнения и так далее. Работать над новыми задачами динамично развивающейся отрасли учат на магистерской программе Университета ИТМО «Светодиодные технологии». Студенты программы уже с первого года обучения получают возможность попробовать себя в выполнении заказов компаний в лабораториях вуза, а также познакомиться с индустрией на прикладных курсах от ведущих специалистов отрасли. О том, как устроена первая в России специализированная программа по светодиодным технологиям и какие возможности получают ее выпускники, рассказывает директор мегафакультета фотоники Владислав Бугров.

Почему светодиоды становятся одним из самых перспективных направлений фотоники
 
Светодиодное освещение год за годом вытесняет традиционные источники освещения на мировом рынке осветительных систем. По данным аналитиков исследовательского агентства Strategies Unlimited, 2018 году объем данного сегмента рынка составит 25,5 млрд долларов (для сравнения еще пять лет назад этот показатель составлял чуть более 14 млрд долларов).

Рост продаж светодиодов говорит о том, что по всему миру увеличивается и востребованность светодиодных светильников. Сегодня они получили наиболее широкое распространение в таких сферах, как промышленное, наружное (уличное), архитектурное и коммерческое освещение.

В России ситуация практически аналогичная, отмечают эксперты Research Techart. По данным исследования компании «Лайтинг Бизнес Консалтинг», проведенного совместно с Ассоциацией производителей светодиодов и систем на их основе (АПСС), доля светодиодных ламп на мировом рынке составляет около 10 % (в России – 14,7 процента), а доля светодиодных светильников — 27-30 %.

Устойчивая тенденция перехода на энергосберегающие технологии в этом сегменте, с одной стороны, связана с государственной политикой по повышению энергоэффективности, с другой — снижением цены на LED (светодиодные) лампы, отмечают эксперты. В марте 2014 года 20 российских компаний представили свои новинки на международной выставке Light and Building, посвященной светотехнике. Сегодня отечественные компании поставляют свою продукцию как на внутренний рынок, так и в Европу.

По словам Владислава Бугрова, директора мегафакультета фотоники Университета ИТМО, энергоэффективность сегодня является одной из важнейших задач фотоники.

«Одним из важнейших аспектов фотоники является энергетика: это как выработка энергии через фотовольтаику, так и в целом достижение задачи по энергоэффективному расходованию электроэнергии. Именно в этой области энергетической фотоники светодиодные технологии являются очень важным направлением, которое бурно развивается в последнее десятилетие. С ним связан быстрый рост индустрии, в том числе и в нашей стране, где на сегодняшний момент сложился уникальный рынок, который во многом контролируется именно российскими компаниями», — рассказывает он.

Если во многих областях рынок, как правило, контролируется крупными мировыми гигантами (так называемыми major company), а в России производятся лишь какие-то компоненты для нужд этих компаний, то в области светодиодных технологий как сам светильник, так и полноценную интеллектуальную систему освещения может произвести относительно небольшая компания, отмечает Владислав Бугров.

«Этот рынок растет очень быстрыми темпами, в предыдущие периоды наблюдался рост до 30-40 % в год. Сейчас этот сегмент продолжает расти. Мы имеем перед собой пример одного из редких высокотехнологичных рынков, где рост не ограничен влиянием суперкрупных мировых игроков, а где, напротив, задавать тон могут компании среднего размера», — добавляет директор мегафакультета фотоники.

Владислав Бугров
Владислав Бугров

Сделать идеальный светильник, который подошел бы любому заказчику, невозможно. Все, что связано с освещением, как правило, строится на индивидуальном заказе, что также дает еще одну возможность для развития среднего и малого бизнеса. Кроме того, рынок светодиодных технологий не ограничивается лишь производством светильников, сегодня это полноценная разработка и производство комплексных интеллектуальных систем, в том числе и для направления smart city, а также поле для развития технологий светового дизайна. Все это дает возможности небольшим компаниям, видя потребности конечного пользователя, развиваться в различных направлениях и быстро реагировать на запросы.

Где учат специалистов, которые работают на рынке

Специалистов для рынка светодиодных технологий с 2012 года готовят в Университете ИТМО. Шесть лет назад, в период активного развития направления, в вузе появилась первая в России специализированная магистерская программа «Светодиодные технологии».

Образовательная программа «Светодиодные технологии» обеспечивает подготовку специалистов в области разработки и исследования процессов выращивания светоизлучающих наноструктур, обработки и изготовления чипов на их основе; технологии изготовления и конструирования светодиодов и приборов на их основе; а также управления их качеством для различных областей техники и технологии, в том числе наноиндустрии.

Магистранты изучают современные методы изготовления и исследования свойств полупроводниковых наноструктур, включая квантовые ямы и квантовые точки; получают представления о взаимосвязи параметров полупроводниковых наноструктур с характеристиками светоизлучающих чипов, светодиодов и светодиодных сборок, а также об основных областях их применения. Большое внимание уделяется конструированию приборов и разработке технологических процессов.

Программа реализуется на мегафакультете фотоники вместе с родственными ей программами «Оптоэлектроника» и «Функциональные материалы для оптоэлектроники». Она строится по типу индустриальных программ магистратуры. Это значит, что в процессе обучения задействовано большое количество специалистов из ведущих компаний отрасли, которых приглашают читать как отдельные лекции, так и вести специализированные курсы.

Особенности обучения

В отличие от программы «Оптоэлектроника», которая прежде всего заточена под запросы индустриальных партнеров (об этой программе подробнее можно почитать здесь), «Светодиодные технологии» предполагают также активную работу в лабораториях Университета ИТМО.

«Если “Оптоэлектроника” во многом построена на том, что мы максимально показываем нашим обучающимся внешние предприятия и настраиваем их на работу там, то “Светодиодные технологии”, хотя мы также показываем много внешний предприятий, в основном построены на работе в лабораториях университета, — комментирует Владислав Бугров. — При этом для нас основополагающими столпами обучения являются два: во-первых, это приглашение многих ведущих специалистов из отрасли вести курсы либо читать отдельные лекции, чтобы студенты видели эту отрасль, понимали конкретно, как она развивается. И второе — это работа в лабораториях вуза. Университет выполняет много заказов, поступающих от индустрии. И уже с первого года обучения абсолютно все учащиеся имеют возможность быть привлеченными к разработке довольно интересных, современных, сложных систем. Таким образом, это программа, где много живой, реальной работы не с точки зрения абстрактных разработок, а с точки зрения задач конкретной, активно развивающейся сейчас индустрии».

Траектории развития

Так как программа «Светодиодные технологии» предполагает прежде всего подготовку специалистов, способных выполнять прикладные исследования, после окончания магистратуры ее выпускники смогут начать карьеру на предприятиях реального сектора экономики в области полупроводниковых технологий и наноматериалов либо применить свои силы в лабораториях Университета ИТМО в качестве сотрудников, занимающихся прикладными разработками.

Источник: perolab.ifmo.ru
Источник: perolab.ifmo.ru

Еще в период обучения студенты смогут пройти практику и стажировки в таких компаниях, как «ИНТЕР РАО Светодиодные Системы», «О2 Световые системы», «Витрулюкс», «ЛЕД-Микросенсор», а также крупнейших научных центрах и лабораториях Физико-технического института имени А.Ф. Иоффе, НТЦ микроэлектроники и субмикронных гетероструктур РАН, Института проблем машиноведения РАН.

Поскольку программа универсальна и имеет прикладной характер, в результате обучения магистранты могут вести научно-исследовательскую, проектно-конструкторскую, производственно-технологическую работу, а также трудоустроиться на позиции инженера-исследователя, инженера-конструктора, инженера-разработчика и другие. При этом шансы для развития есть не только в пределах Москвы или Петербурга, сегодня в целом по стране сложилось несколько крупных центров развития светодиодной индустрии: крупные предприятия отрасли работают на Урале, в регионе Томск-Новосибирск, на Волге в районе Саранска, в Казани, говорит Владислав Бугров.

«У выпускников этой программы есть прямой шанс пойти на передовую индустрии, в современную, технологичную отрасль, которая существует и активно развивается в нашей стране. Это как раз удачный сегмент, где индустрия встречается с конечным пользователем, минуя крупные международные конгломерации, поэтому выпускники могут устроиться в реально работающие на нашем рынке компании. Кроме того, здесь существуют и возможности для организации собственного бизнеса, рынок является высококонкурентным, но не подвержен сильному давлению со стороны крупных игроков», — подчеркивает он.

Однако при желании любой студент может также продолжить и научную карьеру. За счет того, что программа «Светодиодные технологии» реализуется в тесной связи с другой родственной программой «Функциональные материалы для оптоэлектроники», заточенной на материаловедческие, научные задачи, а проекты лабораторий университета выполняются тесно связанными коллективами, любой желающий на определенном этапе своего развития может углубиться в более наукоемкие направления.

«Так как вся наша работа, в том числе по Программе 5-100, ведется в рамках единого международного научного центра, всегда есть возможность попробовать себя в решении других задач и, возможно, скорректировать свое направление развития, продолжает Владислав Бугров. — Человек может быть заточен чисто на индустрию, может быть погружен в наши внутренние разработки, а может, если это ему необходимо в том или ином аспекте, брать какой-то дополнительный фундаментальный курс, которых у нас очень много. За счет того, что у нас существует несколько очень тесно взаимосвязанных научных коллективов и программ, за счет их переплетения возникает большое количество персональных траекторий развития. Это не труба, в которую вы попадаете и больше никуда не можете свернуть, это целый куст программ, где можно, перебираясь с ветки на ветку, выстраивать свой путь. Мы гордимся такой возможностью», — говорит Владислав Бугров.

Как поступить на программу

Поступить на программу «Светодиодные технологии» можно уже сейчас. Накануне в Университете ИТМО стартовал конкурс «Науке нужен ты!», участие в котором дает шанс поступить на три магистерские программы мегафакультета фотоники «Функциональные материалы оптоэлектроники», «Светодиодные технологии» и «Оптоэлектроника». Чтобы принять участие в конкурсе, необходимо прислать на e-mail nmarkova@corp.ifmo.ru CV (краткое резюме), мотивационное письмо объемом до двух страниц, где нужно рассказать, почему вы хотите поступить на выбранную программу, а также список пройденных дисциплин с указанием сведений об успеваемости. Сроки подачи: до 15 мая 2018 года.

Как подчеркивает Владислав Бугров, это хороший способ узнать заранее о возможностях университета и программы, познакомиться с его сотрудниками, а также определиться со своими приоритетами. Принять участие в конкурсе могут не только жители Петербурга или столичных регионов страны, традиционно «Светодиодные технологии» — та программа, куда поступают студенты абсолютно из разных уголков России. Приняв участие в конкурсе «Науке нужен ты!», студенты из любых регионов смогут пообщаться с координаторами программы и задать все интересующие вопросы при личном общении по Skype. Поступить можно и традиционно, сдав вступительные экзамены.

Редакция новостного портала
Архив по годам:
Пресс-служба