Как повысить качество образования в университете?

В конце ноября состоялась заключительная сессия в рамках проекта QuAsER (Quality Assurance of Higher Education — Bridging the Best EU Practices and the Russian Policies). Мероприятие прошло на площадке Университета ИТМО при участии приглашенных иностранных экспертов из Великобритании и Финляндии, а также сотрудников и студентов вуза.

Проект QuAsER, реализуемый в рамках программы Erasmus+ Jean Monnet, был выигран Университетом ИТМО при поддержке Управления международных образовательных программ вуза в сентябре 2015. Основная его цель заключается в том, чтобы сравнить европейский и российский подходы к обеспечению качества образования и оценить, какие из лучших международных практик могут быть применены при реализации образовательных программ в петербургском вузе.

Первая встреча в рамках проекта прошла в ноябре 2015 года в Брюссельском офисе Университета ИТМО при участии руководителей международных образовательных программ вуза. Задачей первого семинара было инициировать дискуссию о качестве образования не только на административном, но и на академическом уровне.

«За год Университет ИТМО совершил большой шаг на пути развития качества образования, — отмечает британский эксперт по оценке качества образования и стратегическому развитию Нэйл Спарнон. — В ноябре 2015 года у меня не было четкого ощущения, что в вузе правильно понимают то, как же все-таки вуз определяет качество образования и в чем разница между обеспечением качества и аккредитацией, какие подходы могут быть наиболее применимы в Университете ИТМО. Сейчас очевидно, что и Центр Менеджмента качества образования, и руководители программ, и администрация вуза понимают, что подход к обеспечению качества должен быть комплексным и не сводиться только лишь к аккредитации программ. Так, должна развиваться культура корпоративного мышления, когда каждый сотрудник понимает, что несет персональную ответственность за качество предоставляемых образовательных услуг».

Анита Биси
Анита Биси

Другой иностранный эксперт Анита Биси, представитель международного департамента Университета Аалто (Финляндия), отметила, что очень важно проводить такого рода мероприятия. В Аалто, к примеру, пока подобного опыта не было. Она предложила обсудить инициативу по проведению семинаров при участии представителей Университета ИТМО, Аалто и других вузов, реализующих совместные международные образовательные программы. Такая дискуссионная площадка позволит сформировать более полное понимание того, что ожидают друг от друга партнеры при разработке проектов. Кроме того, Анита Биси отметила, что в Университете Аалто очень тщательно относятся к выбору зарубежных вузов-партнеров, когда речь идет о реализации совместных программ. Так, когда шла речь о разработке первой магистерской программы с Университетом ИТМО, финский вуз учитывал тот факт, что в Аалто работали преподаватели, которые хорошо знали петербургский университет и рекомендовали его как вуз, где предоставляют качественное образование.

В Университете Аалто ежегодно проводится анализ эффективности всех образовательных программ, оценка отзывов студентов, их успеваемости и учет количества зарегистрированных на курс учащихся. Финский вуз старается поддерживать активную связь с выпускниками, ориентируясь на их виденье образовательного процесса. Более того, студентов привлекают к разработке образовательных программ, и они имеют довольно много свободы в выборе дисциплин.

В прошедшем семинаре QuAsER участие приняли и студенты Университета ИТМО, которые поделились своим видением того, как можно улучшить качество образования в своей альма-матер. Они высказали идеи о том, что у преподавателей и студентов должно быть четкое понимание целей того или иного курса, также следует разрабатывать более структурированное и практико-ориентированное содержание программ, предоставлять свободу выбора большего числа дисциплин и формировать устойчивые связи преподавателей с выпускниками. Как отметили студент магистратуры по научной коммуникации Сергей Белов и магистрантка лаборатории SCAMT Елена Еремеева, шаги на пути к модернизации качества образовательных программ уже предпринимаются и важно, чтобы этот процесс продолжался.

Студенты Университета ИТМО Сергей Белов и Елена Еремеева
Студенты Университета ИТМО Сергей Белов и Елена Еремеева

С отдельной презентацией выступила Елизавета Луценко, студентка-магистр программы «Хемоинформатика и молекулярное моделирование», реализуемой совместно с Университетом Страсбурга. Данная программа является новой, сейчас на ней обучается первая группа студентов. Похожая программа реализуется французским вузом с Казанским федеральным университетом. Елизавета отметила, что выбрала петербургский вуз потому, что уже была знакома с преподавателями и знала Университет ИТМО как вуз, где дают хорошую теоретическую подготовку. Студентов на программе немного, что обеспечивает практически индивидуальный подход к каждому. Много времени посвящается практической работе, что положительно влияет на качество программы и на степень усвоения полученных знаний. В следующем году Елизавета планирует продолжить обучение по программе в Страсбурге.

Директор Центра менеджмента качества образования Университета ИТМО Мария Степанова также поделилась с участниками деталями модернизации образовательного и административного процессов, реализуемых в Университете ИТМО, и осветила общий подход к пониманию и оценке качества образования. Так, среди основных целей вуза она выделила повышение эффективности взаимодействия между всеми участниками образовательного процесса, конкурентоспособности Университета ИТМО на международной арене, а также квалификации преподавательского состава. Политика вуза в отношении качества образования, по мнению Марии Степановой, должна основываться на здоровой конкуренции образовательных программ, применении лучших международных практик, личностно-ориентированном образовании, а также аккредитации образовательных программ.

По итогам сессии иностранные эксперты отметили, что Университету ИТМО нужно выбрать подход к обеспечению качества образования — внутренний (основанный на самообследовании) или внешний (основанный на оценке внешних экспертов), — а также понять, какой системы оценки качества образования вуз будет придерживаться — централизованной или децентрализованной. По мнению Нэйла Спарнона, наиболее сбалансированный подход — это объединение централизованного и децентрализованного подходов, когда какие-то инициативы развиваются на уровне факультетов или кафедр, а какие-то (например, оценка студентами осваиваемого курса, повышение квалификации преподавателей и т. п.) должны быть применены на общеуниверситетском уровне.

Заключительная сессия в рамках проекта QuAsER
Заключительная сессия в рамках проекта QuAsER

Участники дискуссии пришли к выводу, что нужно продолжать работу по тому курсу, который уже сейчас реализуется в Университете ИТМО. Инициативы, которые осуществляют отдельные кафедры или факультеты, должны быть перенесены на общевузовский уровень, а студенты могут быть больше вовлечены в разработку образовательного процесса. Кроме того, важно развивать работу с выпускниками.

Стоит отметить, что европейская программа Erasmus+ Jean Monnet стала эффективным инструментом по привлечению внимания к вопросу улучшения и обеспечения качества образования. Учитывая, что европейские программы финансирования предлагают широкий спектр различных тематик, форматов проектов, все подразделения вуза также призываются принимать активное участие в подаче заявок.

Отдел международных образовательных программ Университета ИТМО

Архив по годам:
Пресс-служба