Согласно статистике, средний возраст стартапера или молодого предпринимателя в России составляет 23 года — именно с этого возраста, как правило, начинается попытки молодых ребят, студентов магистратуры или уже выпускников, заняться коммерциализацией своих проектов. Цифра эта много ниже аналогичного показателя в Европе и США. Сегодня лидеры высшего образования в России стремятся к формированию комфортной атмосферы для создания новых проектов в своих стенах, однако помимо количественных признаков, принципиально важно повышать качество формируемых стартапов.

Руководитель образовательных программ Г К Росатом Павел Сушков рассказал, что вопрос «А зачем вообще иметь дело со стартапами?» до сих пор остается для их компании открытым. Есть свои минусы, которые заключаются в шатких перспективах молодого проекта, а есть бесспорные плюсы.

«Как минимум, стартап является отличным тренажером для молодого специалиста. На такой в меньшей степени рискованной модели бизнеса можно научиться правильному ведению проектов для дальнейшей предпринимательской деятельности, — отмечает Павел Сушков. — Все-таки все мы понимаем, что культура стартапов в России совсем молода, нужно ее развивать. Периодически мы проводим треки Росатома в рамках крупных стартап-мероприятий. Это дает нам определенные надежды: проекты, идеи, умные головы есть — выжженной землей отечественную стартап-почву не назвать. Конечно, наша дискуссия вращается вокруг извечного вопроса „Кому на Руси жить хорошо“. Вузам непросто привлекать студентов, компаниям тяжело сотрудничать с вузами… Но я уверен, что выход есть».

По мнению директора по инновационному развитию ОАО «НПО Сатурн» Дмитрия Иванова, есть несколько причин «болезни» студенческих технологичеcких стартапов. Во-первых, считает он, редкие студенты готовы к тому, что успех стартапа — это дело не одного и даже не двух лет. Во-вторых, на качестве стартапов сказывается узкий круг общения студентов, которые зачастую ограничиваются контактами в своей профессиональной области интересов. Наконец, молодежи не хватает хороших примеров успеха, им нужно показывать, чего смогли добиться их сверстники. Профилактикой «болезни» студенческих стартапов могут и должны заниматься вузы, добавляет Дмитрий Иванов.

О том, как «лечат» студенческие стартапы в университетах, рассказали представители Университета ИТМО, НИУ ВШЭ и МГУ. Директор бизнес-инкубатора МГУ Дарья Комарькова отметила, что в федеральном вузе создается не так много успешных стартапов, но их количество позволяет следить за каждым проектом, поддерживать их даже по окончании инкубационного периода. Это дает определенные плоды. В Высшей школе экономики ежегодно формируется от 50 до 70 стартапов. Конечно, далеко не все смогут вырваться на рынок, делится начальник управления инновационной деятельности НИУ ВШЭ Анастасия Тюрина, однако хотя бы дать шанс студенту проявить себя в предпринимательской деятельности —  это уже очень важно.

«Вуз — это, по сути, один большой инкубатор, где делаются первые шаги, совершаются ошибки, — в этом частично и есть миссия любого предпринимательского университета, направленного на развитие инноваций», — уверена Анастасия Тюрина.

Понимание, как правильно выстраивать инновационную экосистему, есть не у всех университетов. И важно, считают спикеры круглого стола, выносить идеи и наработки лидеров в регионы. Лучшие практики уже транслируются на ряд региональных вузов России, рассказывает начальник Департамента проектной и инновационной деятельности Университета ИТМО Нина Яныкина.

«Конечно, любой опыт можно расписать, разложить по полочкам в качестве алгоритмов, отдать их в руки сотрудников инновационных подразделений другого вуза, однако при апробировании этого опыта есть еще важная составляющая — люди, которые этим занимаются. От компетенций, энтузиазма команды зависит многое. И это та „магия“, которую невозможно привить искусственно», — подчеркивает эксперт Университета ИТМО.

Также, по мнению Нины Яныкиной, многие вузы забывают о необходимости сотрудничать с индустрией, с предпринимателями на самых ранних стадиях подготовки студентов. Именно представители бизнеса должны сказать, каких специалистов они хотят видеть у себя на работе.

«ВУЗПРОМЭКСПО-2015» стал местом, где студенты и выпускники смогли показать себя в качестве начинающих инноваторов старшим коллегам. В рамках форума прошел межвузовский студенческий научно-технический фестиваль «ВУЗПРОМФЕСТ», где молодежные команды предлагают перспективные проекты, связанные с заданной организаторами темой. В этом году предметом интереса стало освоение ресурсов Арктики и решение задач социально-экономического и оборонного характера в данном регионе. В конкурсную программу фестиваля включены командные соревнования по целому ряду направлений: программированию, прототипированию, 3D-моделированию, промышленному дизайну, маркетингу и другим дисциплинам.

Ульяна Малышева,
Редакция новостного портала Университета ИТМО