Новые образовательные возможности

Эндрю Буллен (Франция) и Джанин Хуизенга (Нидерланды) — основатели компании «Creative Cooperative», которая разрабатывает пути объединения и сплочения местных сообществ отдельных районов для благоустройства территорий и повышения там уровня комфорта и безопасности. У них есть свой авторский подход к исследованию городских проблем и разработке оптимальных решений.

Приезд европейских специалистов стал возможным благодаря программе ITMO Fellowship и непосредственно треку Global Academics, который позволяет различным подразделениям университета приглашать иностранных профессионалов в ИТМО.

«Факультет технологического менеджмента и инноваций старается максимально широко использовать уникальные возможности, предоставляемые Университетом ИТМО по программе ITMO Fellowship. В конце 2018 мы познакомились с Эндрю Булленом и Джанин Хуизенга, с их уникальным бэкграундом и приняли решение пригласить их. Цель заключалась в том, чтобы спикеры поделились своим опытом с нашими студентами. В частности, нас интересовали их знания в разработке и реализации проектов. Заявка была выиграна. Но нам удалось сделать гораздо больше: мы пригласили спикеров не только для студентов  ФТМИ, но и для магистрантов Института дизайна и урбанистики — для них Эндрю и Джанин разработали отдельный курс по своему профилю, провели воркшопы и исследования. Это очень хорошая практика, когда приглашенный специалист востребован как можно большим числом структурных подразделений ИТМО. И мы планируем расширять этот опыт», — рассказала Татьяна Токарева, заместителя декана ФТМИ.

Презентация проектов магистрантов Института дизайна и урбанистики ИТМО
Презентация проектов магистрантов Института дизайна и урбанистики ИТМО

Создание и презентация проектов

Две недели Эндрю Буллен и Джанин Хуизенга делились своим опытом со студентами ИТМО. Совместная работа включала не только лекции, но и воркшопы, исследования в «полях». Специалисты рассказывали, как должен строится комплексный предпроектный анализ: что такое SWOT-анализ, как с его помощью определить сильные и слабые стороны, возможности и угрозы конкретного района, как проводить опросы и исследовать местность, что такое эмоциональная карта и как на ее основе создавать проект.

«Эти две недели в Университете ИТМО были по-настоящему интересными как для участников проектных групп, так и для нас. Потому что каждый дизайнер, каждый местный житель имеет свой, особый взгляд на пространство. И нам было приятно видеть неравнодушных людей, которые искренне хотят сделать свой город, пусть даже его маленькую часть, лучше. В этом обмене мы постарались дать студентам те инструменты, которые используем в европейской практике, потому что идеи у них есть и без нас, а вот то, как их оформить, представить и реализовать — здесь подсказать могут только опытные люди. В этом и заключалась наша миссия», — поделился Эндрю Буллен.

Эндрю Буллен
Эндрю Буллен

Всего на конкурс идей было представлено 4 проекта от магистрантов Института дизайна и урбанистики ИТМО.

Команда «Four urban riders» предложила решение для проблемы, связанной с большим количеством машин на территории рядом с корпусом ИТМО на Биржевой линии, а также с отсутствием в этой части острова зон для отдыха. Проектная группа предложила концепцию мобильной трансформирующейся площади, которая включала бы в себя частичный запрет автомобильного движения, поднятие активности и повышение комфортности территории при помощи многофункциональных фудтраков в зоне парковки.

«Этот участок мы выбирали, исходя из наших личных впечатлений о нем: много студентов, а в летний период поблизости даже сходить некуда. Мы провели опрос и выяснили, какие потребности есть у ребят — копицентр, фудтрак с кофе и перекусом. В нашей концепции консервативные вузы могут сочетаться с фестивальными автобусами и едой, потому что это мобильное пространство. На выходных или в летний период работает много разных точек, а в будние всё более сдержанно — остаются несколько фудтраков с едой и напитками. Для меня это был полезный опыт — в принципе первое взаимодействие с иностранными специалистами. Отмечу, что кроме непосредственно знаний по проектной деятельности и дизайну, этот воркшоп дал отличную языковую практику, что тоже круто», — рассказал о своем опыте участник команды «Four urban riders», студент 2 курса магистратуры Института дизайна и урбанистики ИТМО Максим Будаков.

Команда «Four urban riders»
Команда «Four urban riders»

Следующий проект представила группа «KOMANDA». Их концепция была связана со двором на Большом проспекте В.О., в котором расположена большая статуя дракона. В своем проекте они пытались решить проблемы, касающиеся зоны с мусорным контейнером напротив детской площадки, недостаточного озеленения этой территории, отсутствием благоустройства вокруг дракона и большим количеством машин. В качестве оптимизации участники группы предложили установить контейнеры для раздельного сбора отходов, что должно уменьшить загрязненность участка, также заменить игровые площадки элементами из натуральных и переработанных материалов, добавить озеленение, сохранить парковочные места только для жителей двора с помощью установки выдвижных столбиков в арках, а также создать информационный стенд с доской объявлений, навигацией, историей двора.

Группа «KOMANDA»
Группа «KOMANDA»

Третья команда — «FATCAT» —обратила внимание на проблему загрязнения воздуха. Участники предложили создать экспериментальную зону, сочетающую в себе образовательную и развлекательную функции. По их задумке, она смогла бы рассказать местным жителям о конкретных принципах экологичного образа жизни на реальных примерах.

«Это был интересный опыт, в первую очередь потому что он был представлен в необычном формате: это не пары, где надо только слушать, а потом заучивать материал. Здесь, наоборот, мы сразу же пробовали новые инструменты на практике», — поделилась своим мнением участница команды FATCAT, студентка 2 курса магистратуры Института дизайна и урбанистики ИТМО Анна Подуто.

Анна Подуто
Анна Подуто

На каждом этапе проектной работы все группы делились своими планами, результатами исследований — взаимодействие было настолько тесным, что на защите проектов участники признавались, что совсем забыли, что это конкурс.

«Я думаю, самая большая ценность этого проекта в том, что он дал нам возможность проявить свою фантазию, отойти от всех ограничений и правил, которые обычно останавливают дизайнера. Естественно, многое из того, что представлено в наших проектах никогда не сможет быть реализовано, но мозговой штурм, исследования и креатив, который мы применили для создания наших концепций — это уже отличный опыт. Кроме того, интересно было услышать фидбэк о работе от иностранных специалистов, узнать, какими методами они пользуются в своей практике», — рассказал участник команды FATCAT, студент 2 курса магистратуры Института дизайна и урбанистики ИТМО Андрей Коломацкий.

Команда «Default team»
Команда «Default team»

В конкурсе проектов победила команда «Default team», которая получила Урбан кубок. Их концепция была посвящена реновации и благоустройству улицы Репина. Они представили возможное решение проблемы, связанное с отсутствием соседского комьюнити и недостаточным вниманием к развитию благоустройства этой территории. Участники команды предложили создать особую среду, которая бы помогала устанавливать соседские взаимосвязи и способствовала бы самоорганизации для технического, социального и архитектурного развития этого района.