Университет ИТМО и СПбГИК помогут сохранить информацию об объектах культурного наследия с помощью полноцветных голограмм

Университет ИТМО совместно с Санкт-Петербургским государственным институтом культуры (СПбГИК)  инициировал междисциплинарные работы по применению технологий изобразительной голографии в области культуры и искусства. Движущей силой сотрудничества стало стремление разработать новые подходы к сохранению информации об объектах культурного наследия с использованием полноцветных аналоговых изобразительных голограмм в качестве эстетического информационного носителя.

Оптоклоны исторических драгоценностей из собраний Алмазного Фонда

Целью партнерства между двумя вузами стала выработка программы взаимодействия сторон по разработке методики применения изобразительной голографии в научной документации объектов культуры, в частности для реставрационных нужд. Основным элементом в номенклатуре реставрационной документации является реставрационный паспорт. Поэтому сложно переоценить важность прилагающихся к нему документов, достоверно фиксирующих внешний вид и состояние сохранности объекта.

Руководство проектом со стороны СПбГИК осуществляется доцентом кафедры реставрации и экспертизы объектов культуры, реставратором первой категории, кандидатом искусствоведения Татьяной Шлыковой. Одна из дисциплин, которую Татьяна Шлыкова бессменно преподает на кафедре, – «Ведение фондовой и реставрационной документации». Со стороны Университета ИТМО проект курирует Николай Петров, руководитель ведущий научный сотрудник и доцент факультета фотоники и оптоинформатики Университета ИТМО

Сотрудники Университета ИТМО и СПбГИК
Сотрудники Университета ИТМО и СПбГИК

Последний рассказал о возможностях голографических методов сохранности состояния памятников культуры, в том числе предрасположенных к быстрому разрушению под воздействием окружающей среды. Методы изобразительной голографии позволяют максимально точно запечатлеть подлинный вид объектов, представляющих ценность, а также передать пространственные особенности формы и фактуры предметов, подлежащих реставрации.

«Особенности внешнего облика объекта определяются его различными физическими свойствами, в том числе рельефом поверхности. Поэтому изучение микрорельефа является одной из задач, которая наиболее часто возникает при проведении экспертизы и составления документации историко-культурных ценностей, — поясняет Николай Петров. —  Преимущества современной полноцветной изобразительной голографии как способа архивного хранения информации об объектах культуры заключается в фиксации точной информации об объектном волновом фронте, которая по своему объему намного превосходит все известные к настоящему моменту альтернативные техники передачи  мельчайших деталей объекта, его фактуры, рельефа и микродефектов поверхности».

Николай Петров
Николай Петров

Голографический подход к регистрации информации об объекте на специальных высокоразрешающих фоточувствительных средах очень удобен для хранения данных об объекте, представляющем историческую и культурную ценность.

На сегодняшний день в Университете ИТМО есть все необходимое оборудование: высокомощные полупроводниковые лазеры с одиночной продольной модой и специально оснащенное съемочное помещение с виброизолирующим интерферометрическим столом, способным при проведении сложных экспериментов обеспечить высокостабильные условия при длительных экспозициях широкоформатных голограмм.

Оптоклоны исторических драгоценностей из собраний Алмазного Фонда
Оптоклоны исторических драгоценностей из собраний Алмазного Фонда

Таким образом, заложены основы для эффективного сотрудничества в рамках интердисциплинарных научных проектов между Университетом ИТМО и СПбГИК по разработке и применению методов трехмерной визуализации археологических предметов в вопросах консервации, реставрации, реконструкции и экспонирования.

Екатерина Авдонина, 

инженер МНЦ оптической и квантовой информатики, биофотоники

Архив по годам:
Пресс-служба