390 тысяч посетителей в Шанхае и курс на Таиланд – как завершилась первая выездная выставка Музея оптики Университета ИТМО в Шанхае

В Шанхайском музее науки и технологий завершила работу интерактивная научно-художественная и образовательная выставка «Магия света» (Magic of Light) Университета ИТМО и Греческого института голографии, она стала первой выездной выставкой Музея оптики Университета ИТМО. Экспозиция расположилась на площади порядка 1000 квадратных метров, где были представлены более 150 экспонатов, в том числе ультрареалистичные полноцветные голограммы — оптоклоны сокровищ из коллекции Эрмитажа, Музея Фаберже и Алмазного фонда. За четыре месяца выставку посетили 390 тысяч человек. О том, как прошел первый опыт выездной выставки, рассказали сотрудники Музея оптики.

Выставка в Шанхайском музее науки и технологий. Фото из личного архива

Как выставка Magic of Light изменила концепцию Музея оптики Университета ИТМО

Музей оптики Университета ИТМО существует с 2006 года. Это первый в России профильный университетский музей, который объясняет принципы науки в интерактивном формате. После запуска работы музея его научный куратор Сергей Стафеев консультировал несколько научно-популярных образовательных проектов, среди которых интерактивный музей для детей «ЛабиринтУм», научно-развлекательный центр «Умникум», Томский музей науки и другие.

Особенность Музея оптики Университета ИТМО в уникальной коллекции голограмм, которую однажды решено было демонстрировать не только в стенах музея, но и сделать частью передвижной выставки.

«Много лет музей работал в закрытом режиме – на экскурсию могли попасть только организованные группы по предварительной записи. В основном это были школьные группы, реже туристические, приезжали также делегации партнеров Университета ИТМО. Так, музей существовал до 2015 года, когда впервые была представлена выставка Magic of Light. Она перевернула жизнь музея полностью. За четыре месяца выставку увидели порядка 100 тысяч человек, и мы не смогли обратно закрыть музей, поэтому теперь он доступен для всех желающих», – рассказала сотрудник Музея оптики Елена Бобрицкая.

Елена Бобрицкая
Елена Бобрицкая

Достичь успеха с выставкой удалось благодаря международному сотрудничеству Музея оптики и Греческого института голографии. Успех выставки 2015 года повторили в 2016 году в Москве, а затем приняли решение масштабировать его, познакомив с новой аудиторией. Такая возможность представилась благодаря тому, что директор Шанхайского музея науки и технологий Ванг Сяомин посетил выставку в 2015 году.

«За полгода до назначенного старта выставки в Шанхае мы разработали стратегию и начали подготовку экспонатов к транспортировке. Так как это был наш первый опыт вывоза выставки в другую страну, это было непросто. Нам понадобились арендованные огромные складские помещения, где можно собрать тару, привезти все экспонаты, упаковать их надежно, ведь многие экспонаты хрупкие и содержат стеклянные элементы. Изначально планировалось перевозить экспонаты морем – самым недорогим способом из возможных. Перевозка экспозиции в таком случае заняла бы 30-40 дней, но логистические компании давали минимальный срок 50 дней, предугадать погодную ситуацию непросто, и груз мог надолго задержаться. Учитывая сжатые сроки и большие риски, морем отправлять так и не решились, оставался один способ – самолет. Мы долго сверяли все по габаритам, весам, несколько раз перепаковывали всю выставку подходящим для транспорта образом, ведь каждый килограмм и сантиметр на счету и стоит денег. И все равно не угадали. На таможне половину мест пришлось разбирать, они не проходили по габаритам в новые интроскопы. За два дня мы перевезли пять с половиной тонн груза только с российской стороны, греческая сторона предоставляла голограммы и уникальные конструктивные элементы», – рассказала Елена Бобрицкая.

Индивидуальный подход к перевозке и сборке каждого экспоната уникален не только для российской и греческой стороны, но и для принимающей китайской. По словам сотрудников музея, такой независимой по взгляду подготовки не было ни у одной из ранее представленных передвижных выставок.

Выставка в Шанхайском музее науки и технологий. Фото из личного архива
Выставка в Шанхайском музее науки и технологий. Фото из личного архива

«Позиция Китая в популяризации науки твердая и прямая – популяризацией занимаются и будут заниматься. В нее государство ежегодно вкладывает большие средства. На сегодняшний день центры и музеи науки борются за сохранение потока посетителей и их повторный приход. Для этого в том числе необходимо регулярно менять тематики временных выставок, пополнять коллекции экспонатов. Всем этим требованиям Музей науки и технологий в Шанхае отвечает. В нашем случае роль сыграло то, что это наш первый опыт перевозки такой крупной выставки, и это повод задуматься о следовании законам бизнеса, включая строгий бюджет. Стандартные временные выставки Китая, по всем законам бизнеса – это большие красивые стенды – коробки с качественно поданной информацией, распределенной вокруг стенда, несколько классических музейных экспонатов и немного интерактивных. Если на всю выставку есть 10-15 интерактивных экспонатов, этого достаточно. В нашем случае это было более 150 экспонатов, в которые вошла огромная коллекция голограмм, а также демонстрационное образовательное оборудование , интерактивные  и 3D экспонаты», – рассказал Даниил Шаров, магистрант программы «Научная коммуникация», сотрудник Музея оптики Университета ИТМО и куратор выставки Magic of Light в Шанхае.

Посетители выставки

Шанхай – самый большой город мира. Долгое время и Шанхайский музей науки и технологий был самым крупным научным музеем мира, пока в 2008 году не открылся Гуанчжоуский музей науки. Ежедневная проходимость в Шанхайском музее науки и технологий сегодня составляет девять тысяч человек. Порядка 40-50 % дневной нормы посетителей знакомились также и с выставкой Magic of Light. Всего за четыре месяца с выставкой ознакомились порядка 300 тысяч человек.

Даниил Шаров
Даниил Шаров

«Я был стажером в Шанхайском музее науки и технологий. На протяжении трех месяцев я находился в музее и курировал выставку с российской стороны. Во время стажировки я провел несколько опросов – это стало частью моей дипломной работы в рамках магистерской программы “Научная коммуникация”. Опрос связан с моим научным интересом – в своем исследовании я оцениваю эффективность методов коммуникации, заложенных в концепцию выставки. В данном случае я пытаюсь понять, насколько концепция, заложенная в выставку 2015 и 2016 года и продолжающаяся в 2019 году оправдана, и какими методами можно оценить и измерить ее эффективность. В ходе исследования я применил различные методы анализа – по всей выставке были расположены шесть камер, которыми удавалось охватить большую часть экспозиции. Я смог увидеть то, как посетители взаимодействуют с экспонатами, не смущая их своим присутствием, а также определить время взаимодействия. Таким образом, получилось составить некую тепловую карту. Также удалось провести и опрос посетителей, что было бы невыполнимой задачей, если бы мне не выпала честь получить прекрасного напарника, который помог с переводом на китайский. Я также попросил сотрудников музея подготовить группу школьников, чтобы провести с ними занятие на английском. Его целью было ознакомление школьников с тематикой выставки и параллельное проведение исследования на конкретной группе. Сначала для вовлечения ребят я продемонстрировал им несколько тематических опытов, а затем провел их по выставке, поэтапно объясняя, что такое голография. Я провел опросы до и после занятия, а также отправил еще один опрос через неделю – полученные данные показали динамику знаний ребят. В России я тоже планирую провести такой эксперимент с местными школьниками», – рассказал Даниил Шаров.

Статистика

В среднем каждый день с выставкой знакомились около 4000 человек, а в первые дни запуска экспозиции ее проходили до 8000 человек в день, так как открытие выставки совпало с Китайским Новым годом. Для сравнения месячная проходимость Музея оптики Университета ИТМО 5000-6000 человек. Основная категория посетителей – дети школьного возраста (начальная и средняя школа).

Даниил Шаров в посетителями Шанхайского музея
Даниил Шаров в посетителями Шанхайского музея

«Специфика музейной работы в Шанхайском музее науки и технологий такова, что детей не ругают за то, что они многое трогают и могут что-то повредить, а таких ситуаций было довольно много. Культура поведения у взрослых тоже отличается от того, к чему мы привыкли – например, взрослые могут есть рядом с экспонатами, хотя такое стараются всячески присекать. Так как количество посетителей гораздо выше, чем в нашем музее, соответственно, и количество возникающих проблем увеличивалось в разы. Принцип действия временных и постоянных выставок таков: если экспонат ломается, его необходимо закрыть и убрать. Я же делал иначе – пытался чинить экспонаты на месте, уже после закрытия музея. Если в первое время многие экспонаты нуждались в обслуживании несколько раз в день, то к концу экспозиции удалось выстроить работу, и в неделю только пара экспонатов требовали внимания», – объяснил Даниил Шаров.

На 1000 квадратных метров расположились более 150 экспонатов. В Шанхайском музее науки и технологий только ежедневное включение экспонатов занимало 15 минут – столько же требовалось, чтобы пройти выставку, не останавливаясь ни у одного из экспонатов для подробного ознакомления. Всего экскурсия по выставке составляла час. 

Оптоклоны Музея оптики
Оптоклоны Музея оптики

«В отличие от других передвижных выставок, наша не была конвейерной – мы использовали уникальный подход к каждому экспонату, устанавливая его на самостоятельно разработанные конструкции. Некоторые элементы дали понять, что надо пересмотреть этот подход, потому что он не рассчитан на такой большой поток посетителей. Сейчас именно благодаря усилиям по своевременной отладке экспонатов мы понимаем, что порядка 10 экспонатов должны быть концептуально переосмыслены. Мы должны научиться подстраиваться, потому что специфика рынка должна быть соблюдена. Мы видим перспективу для развития именно в этом», – рассказал Даниил Шаров. 

По словам кураторов выставки, за четыре месяца с ней ознакомились посетители разных стран – Франции, России, Таиланда, Малайзии, Японии, США и других государств. Также выставку посетили официальные делегации других музеев, популяризирующих науку. Так, следующими принимающими выставку музеями могут стать Таиландский национальный научный музей, расположенный в Бангкоке, или Китайский музей науки и технологий в Пекине.

Участие студентов Университета ИТМО в подготовке выставки

В составе делегации Университета ИТМО в Шанхай отправились четыре студента Университета ИТМО, которые помогли установить на месте все экспонаты. Всего в монтаже выставки, который длился две недели, участвовали 20 сотрудников Шанхайского музея, семь представителей российской стороны (среди которых студенты Университета ИТМО Андрей Камелин, Алексей Розанов и Валерия Седова) и пять сотрудников Греческого института голографии.

Шанхайский музей науки и технологий. Источник: shutterstock.com
Шанхайский музей науки и технологий. Источник: shutterstock.com

Также студенты Университета ИТМО помогли создать несколько экспонатов, выставленных в рамках экспозиции. Сотрудники Музея совместно с ФабЛабом провели встречу со студентами и предложили несколько вариантов экспонатов, которые хотели бы видеть на выставке. Откликнувшиеся студенты с факультета прикладной оптики и программной инженерии и компьютерной техники выбрали наиболее понравившиеся идеи и реализовали проекты собственными силами. Среди подготовленных студентами экспонатов и контента к ним – реверспективная иллюзионная картина баптистерия Брунеллески (автор: Никита Кинцель), изображение дракона, видимое в поляризованном свете (авторы: Соловьёва Дарья, Лампадова Дарья, Шарова Екатерина), стереопары (авторы: Рита Капитан, Надежда Логвин). По словам сотрудников Музея оптики, музей всегда рад встретиться с энтузиастами, предложить и помочь создать экспонат, обсудить идеи. Также некоторые из выставленных экспонатов были произведены компаниями и художниками, специализирующимися на создании объектов Art&Science. В рамках выставки такими экспонатами стали, например, Цифровое зеркало и OPUS от Sonicology.

Редакция новостного портала
Архив по годам:
Пресс-служба