Этой весной прошел финал очередного конкурса для старшеклассников «Умножая таланты». Конкурс отличается от классических олимпиад тем, что школьники решают не абстрактные задачи, а работают над кейсами, в основу которых легли реальные запросы энергетических компаний.    

Конкурс проводился в несколько этапов. Сначала участники познакомились с тем, какие технологии используют нефтегазовые компании, как эти IT-продукты помогают снижать издержки и повышать безопасность добычи полезных ископаемых, их транспортировки, переработки и продажи. Затем команды школьников провели небольшие исследования по предложенному им практическому кейсу. 

После презентации исследований на региональном туре соревнований лучшие из лучших собрались в Сочи — финал конкурса состоялся в Парке науки и искусства «Сириус». Школьникам предстояло попробовать себя в роли настоящего data-science ученого.  

Ксения Балабаева. Фото из личного архива
Ксения Балабаева. Фото из личного архива

И в этом им помогли менторы, одним из которых стала инженер-исследователь Национального центра когнитивных разработок Университета ИТМО Ксения Балабаева. По ее мнению, участвовать в таких проектах важно не только для школьников, но и для ее коллег: помогая старшеклассникам, они сами продолжают учиться, получают новый опыт и возможность посмотреть на решение привычных им задач с новой точки зрения. 

«Изначально мне было интересно (хоть и страшно) попробовать себя в роли ментора-преподавателя. Много раз я сама выступала в качестве участника различных конкурсов, и мне хотелось посмотреть на этот процесс с другой стороны. В этом году я уже знала, на что шла, какие крутые дети встречаются на таких проектах. Сам у них учишься и заряжаешься энергией. Это очень бодрит и вдохновляет. Все ребята, дошедшие до финального этапа, восхищают своими умом и сообразительностью. Их не ставили в тупик даже действительно сложные задачи, они все равно старались найти решение, пусть и нестандартное. А мне было крайне интересно наблюдать, как поведут себя школьники, столкнувшись с исследовательскими задачами и научной областью. Это был действительно положительный опыт», — рассказала она.

Обычно в Сочи  команды проводят две недели. В этом году из-за пандемии финальная часть турнира прошла в смешанном формате. Большая часть программы прошла онлайн, а в «Сириусе» команды провели лишь заключительные четыре дня. В команде  Ксении были девять школьников Ноябрьска и  Горноправдинска. Их  задача состояла в создании чат-бота, который мог бы оценивать эмоциональную окраску сообщений. 

Финал конкурса для старшеклассников «Умножая таланты». Фото предоставлено участниками
Финал конкурса для старшеклассников «Умножая таланты». Фото предоставлено участниками

«В конкурсе “Умножая таланты” принимаю участие третий год, и только с третьего захода мне удалось пробиться в финал турнира, — рассказал участник команды, школьник Александр Пониваров, —  Проект, в котором мы участвовали под руководством Ксении Балабаевой, был посвящен разработке чат-бота, позволяющего анализировать эмоции на основе сообщений. Больше всего, конечно, запомнился сам процесс работы в команде. В рамках решения кейсов и задач мы познакомились с основами машинного обучения. Создать за неделю бот, который сможет впечатлить экспертную комиссию, — достаточно интересная и непростая задача. Основное направление, в котором я вижу себя в будущем, — это информационная безопасность. Безусловно, я буду и дальше развиваться в данной области».

В результате команда смогла сделать чат-бот, который может успешно анализировать эмоциональную окраску текста по ключевым словам и их сочетаниям. На основе этой технологии была разработана система анализа мнений людей в социальных сетях. Ребята проанализировали отзывы бывших сотрудников, отзывы клиентов об АЗС «Газпром нефти», а также посты инвесторов. Эта разработка позволила команде занять второе место. 

Финал конкурса для старшеклассников «Умножая таланты». Фото предоставлено участниками
Финал конкурса для старшеклассников «Умножая таланты». Фото предоставлено участниками

«После турнира осталось много хороших впечатлений не только от самого процесса разработки, но и от взаимодействия с другими членами команды,  Очень круто, что, несмотря на непростую ситуацию в мире, мы смогли собраться онлайн, порешать что-то, обучиться, узнать много нового и даже вживую пообщаться со сверстниками, — рассказала другая участница команды, школьница Аксенья Клейдман.  Хочется также отметить отличную работу наставников, которые всегда поддерживали нас и смогли за такой короткий срок дать очень много полезной информации. Мы с командой участвовали в проекте в прошлом году, и в этом хотелось добиться лучших результатов. Мы старались максимально ответственно подойти к участию в финале и, надеюсь, смогли выступить достойно. На мой взгляд, пока рано говорить о будущем направлении моей профессиональной деятельности, будет ли она связана с ИИ-технологиями и машинным обучением, но проект позволил мне раскрыть мои лидерские способности и навыки работы в команде».

Проект «Умножая таланты» проводится компанией  «Газпром нефть» с 2015 года в рамках программы «Умножая таланты». Он направлен на поддержку талантливых школьников из разных регионов страны, а также популяризацию науки и технологий. Национальный центр когнитивных разработок Университета ИТМО сотрудничает с проектом в течение последних двух лет. В прошлом году команда Ксении разработала прототип модели для прогноза уровня добычи нефти.