Городской педсовет: молодой ученый Владимир Ульянцев — о трех идеях, способных улучшить школьное образование

27 августа в БКЗ «Октябрьский», в Санкт-Петербурге, состоялся ежегодный городской педагогический совет, на котором собрались руководители системы образования Петербурга, чиновники профильных комитетов и педагоги. Со сцены БКЗ к ним обратился молодой ученый Университета ИТМО, руководитель международной лаборатории «Компьютерные технологии» Владимир Ульянцев. Мы публикуем речь ученого, в которой он делится мыслями, как нужно выстраивать образование в школах, чтобы именно там начиналось формирование ребенка как гармоничной личности и будущего востребованного профессионала, готового к поступлению в вуз.

Владимир Ульянцев

Здравствуйте, дорогие участники педагогического совета, уважаемые коллеги. Я рад сегодня представлять не только свой университет, но и всю высшую школу Петербурга. То есть тех профессионалов, специалистов и преподавателей, которые потом работают с вашими любимыми учениками и воспитанниками. Тех людей, которые борятся вместе с вами за образ преподавателя в общественном сознании.

Меня пригласили выступить сегодня перед вами, как молодого ученого, хотя я работаю в вузе уже 10 лет. Именно работа с одаренными в информатике школьниками стала первым серьезным делом. ИТМО, как и многие другие лидирующие вузы, уже тесно связаны с вами, с учителями и школьниками. Например, мы проводим десятки олимпиад, организуем кружки и выездные лагеря для одаренных школьников; готовим материалы для самостоятельного развития.

Могу лишь пожелать расширения нашей совместной деятельности. Лично я только за то, чтобы профессиональный сценарий ученика, траектория специалиста, начиналась не в вузе, а в школе. Чтобы переход из школы в вуз был плавным и осознанным, и у школьников было представление о своей жизни в высшей школе.

Позже, с третьего курса, я уже занимался не только со школьниками, но и включился в исследовательскую деятельность, которой сегодня и занимаюсь. Есть три идеи, которыми я хочу поделиться, — они связаны с тремя областями моей деятельности сегодня.

Во-первых, сегодня я занят вопросами руководства научной лабораторией. И, в частности, занимаюсь поиском и подбором научных сотрудников. Могу с уверенностью сказать, что современные работодатели все меньше смотрят на формальные показатели. Их интересуют реальные знания и навыки, а не оценки в аттестате или дипломе. Интересует способность и желание быстро обучаться, ведь мировые знания растут экспоненциально и все быстрее сменяют друг друга.

А для научных проектов надо придумывать новое, для чего надо мыслить иначе, зачастую вразрез со стандартными подходами! В этой связи мне кажется важным уже на этапе школьного обучения развивать уникальные компетенции и силы у ребят. А сравнение учеников между собой по одним и тем же критериям, я надеюсь, останется только для зрелищности в спорте.

Во-вторых, сегодня я ученый, занимаюсь научными проектами. В одной из областей того, что сегодня называют машинным обучением, искусственным интеллектом. Могу с уверенностью сказать, что сегодняшние дети будут во взрослой жизни иметь дело с ИИ в гораздо более глубоком смысле, чем сегодня мы с вами. И по оценкам стенфордских ученых, через семь лет «уйдет» 57 известных сегодня профессий.
«Цифровизация» показателей ребенка опасна тем, что он прекрасно подстроится именно под показатели, которые от него ждут на выходе. Взамен того, чтобы вникать в логику процессов и понимать суть окружающей вселенной. Такой шаблонный интеллект может быть заменен искусственной системой, которая только под выполнение заданных показателей и создавалась. Иначе говоря, если оценивать нашего ученика, как солнышко, по лучикам, то мы и не заметим, как его заменит эффективная энергосберегающая лампочка.

Есть один красивый критерий для понимания, насколько хорошо или правильно мы сегодня учим. Если человеку скучно учиться, скучно выполнять определенные задания, то естественный интеллект применяется по шаблону, эту деятельность можно будет заменить на роботизированную систему.

Наконец, в-третьих, идея от себя лично. Я, как и все мы, слегка повзрослевшие дети. Кто-то взрослеет раньше, кто-то вообще никогда.
Я стремился в отдаленный от дома лицей 239 не столько от большой любви к знаниям, сколько от непродуктивной и некомфортной атмосферы в старой школе. Главное — не знания, которые учителя дают ученику. И даже не упомянутые умения быстро учиться и узнавать новое. Самое ценное, что выносят для себя выпускники элитных бизнес-школ и университетов — это связи. Аналогично, ученики из школы выносят в первую очередь дружбу на долгие годы. И наша основная задача — поддерживать атмосферу в классе, в школе в целом, психологическую стабильность каждого ученика, и, конечно, дарить частичку своей любви каждому из них.

Еще раз поздравляю всех вас с наступающим Днем знаний и успешного вам учебного года!

Видео выступления можно посмотреть по ссылке (тайминг — 01:23:30).

Руководитель международной лаборатории «Компьютерные технологии»