В последние годы при составлении рейтинга привлекательности городов и стран, помимо традиционных критериев и базовых индикаторов оценки, стал применяться такой показатель, как «уровень счастья» местных жителей. В основе подобного подхода — позиционирование градостроительной политики вокруг человека: субъективное ощущение счастья становится мерой, которой можно оценивать деятельность различных структур по улучшению жизни горожан.  Так, World Happiness Report, который выходит с 2012 года, вводит ощущение счастья как меру социального прогресса и цель государственной политики. В рейтинге измеряется именно субъективное благополучие, и этот критерий в дальнейшем используется как руководство к дизайну общественных пространств и предоставления государственных услуг. Другой проект Happy planet index в качестве базовых критериев использует продолжительность жизни, субъективное ощущение благополучия и экологию.  

Канадская компания Youthful Cities в рамках своего исследования формирует рейтинг городов, наиболее привлекательных для молодежи. В каждом городе, принимающем участие в исследовании, работает локальная исследовательская команда. Жизнь поколения оценивается по 20 критериям, которые можно разбить на три категории: «Жизнь», «Работа», «Развлечения». В прошлогодней версии рейтинга первые три места рейтинга заняли Нью-Йорк, Лондон, Берлин. Москва оказалась на 30 месте. Санкт-Петербург впервые принимает участие в исследовании.

На данный момент исследование уровня счастья жителей Северной столицы еще не закончено, но уже сейчас исследователи могут сделать такие выводы:
 
- Более половины опрошенных считают себя счастливыми людьми;
- 73% респондентов характеризуют уровень дохода в своем районе как средний;
- Ключевыми критериями привлекательности города являются его безопасность, транспортная доступность, экологическая ситуация и уровень цен; 
- Самые волнующие молодежь проблемы — это вопросы трудоустройства, ценовой доступности и уровень развития гражданского общества;
- Молодое поколение считает своих представителей любознательными, трудолюбивыми и креативными людьми;
- 45% опрошенных планируют провести в Санкт-Петербурге всю жизнь.
 

«В России при составлении рейтингов такой критерий, как "счастье", практически не используется, но начинают появляться инициативные проекты, например, Happy campus,  — рассказывает директор Института дизайна и урбанистики Университета ИТМО Марина Сухорукова. — Я считаю, что подобные подходы могут повысить качество традиционных рейтингов: в конечном итоге именно субъективное состояние счастья является самым независимым критерием оценки привлекательности городов».

Исследование продолжается, принять участие в нем могут все желающие. Чтобы выразить свое мнение о привлекательности Петербурга, необходимо пройти опрос по ссылке.
 

Светлана Дьякова,
Редакция новостного портала Университета ИТМО