Как появилась Школа светового дизайна?

Изначально это направление появилось на кафедре твердотельной оптоэлектроники: заведующий кафедрой Виктор Прокопенко совместно с коллегами создал магистерскую программу «Оптоэлектронные системы отображения информации и светового дизайна». Два года назад мы изменили программу и начали интенсивную работу над этим направлением. Благодаря структурным изменениям внутри университета нашу программу и направление заметил и поддержал декан инженерного факультета Владислав Бугров. Он предложил выделить светодизайн в отдельную Школу по подготовке магистров при новой сформировавшейся кафедре световых технологий и оптоэлектроники, Совместно с коллегами Николаем Матвеевым и Еленой Лекус мы с энтузиазмом приняли предложение, разработали развитие Школы на 15 лет и прописали дорожную карту. По сути, сейчас мы работаем с дисциплиной, которая пока не имеет определенной академической ниши в России: специальности «светодизайнер» не существует. Ранее освещением зданий, улиц и других объектов занимались архитекторы и светотехники, мы же считаем, что это работа для специалистов, которые обладают синтетическими знаниями из разных сфер деятельности.

В чем особенности обучения световому дизайну?

Светодизайн является деятельностью междисциплинарной, существующей на стыке архитектуры, дизайна, искусства и светотехники. Поэтому преподаватели на кафедре – это и ученые-теоретики, и практики, специализирующиеся в данных направлениях. В качестве лекторов мы приглашаем дизайнеров городской среды, тесно сотрудничаем с творческим объединением светодизайнеров RULD.

Дизайн всегда предполагает наличие двух составляющих: первая – это функция, вторая – художественное воплощение. Мы учим наших студентов, что обе эти вещи должны существовать в гармонии друг с другом. Шикарная люстра, которая плохо или неправильно освещает помещение, – это не дизайн. Также важно помнить, что главная задача искусственного света – информативность. Для чего требуется хорошее освещение в ресторанах? Для того чтобы мы видели, что едим, с правильной передачей цвета, для того, чтобы погружались в особенную атмосферу и так далее. Неудачное световое решение способно придать любому месту дискомфорт и оттолкнуть посетителей.

Наша задача как преподавателей – научить студента владеть светом не только как технологией, но и как средством, которое способно преобразить пространство улицы, дома или любого другого объекта. Поэтому в программу входят лекции по световой культуре, истории развития света и его использования человеком. Обучение затрагивает темы интерьерного и сценического освещения. Обязательным является знакомство с существующим российским и зарубежным практическим опытом освещения городов. Студенты вникают не только в физику световых процессов, но и в вещи, которые раскрывают свет как художественный феномен. Мы стараемся выстраивать обучение так, чтобы студенты могли найти в светодизайне что-то свое. Не только написать выпускную работу по выбранной тематике, но и применить полученные знания на практике.

Какими исследованиями занимались участники школы?

В этом году мы выпустили первых магистров по новой программе. Среди выпускных работ студентов были: исследование о влиянии света, звука и цвета на состояние человека, исследование и предложения по организации световой среды фрагмента р. Мойка в Санкт-Петербурге, предложения по освещению детских площадок, рекомендации по использованию цветного света в городе и другое. Как можно заметить, исследовательские задачи наших студентов подразумевают реакцию на какую-либо существующую в мире проблему. Для Школы это принципиально. Ежегодно мы проводим конференцию «Световой дизайн», где неизменно встречаются профессионалы в области светодизайна, технические специалисты, представители власти и бизнеса. На этом событии в ходе совместном диалоге формируется актуальный круг проблем, на которых впоследствии фокусируются наши магистранты.

Кем должен быть светодизайнер в большей степени: инженером или художником?

Магистры первого выпуска Школы были в основном инженерами. Сделать из инженеров дизайнеров, честно признаюсь, непросто: иногда они сопротивляются, недооценивая художественную составляющую деятельности светодизайнера. Как правило, у студентов есть предпосылки к творчеству – личный интерес, несколько лет обучения в художественных школах или подобных творческих центрах. Мы в рамках обучения стараемся пробудить в них творческое начало, даем нашим инженерам различные творческо-практические задачи, чтобы они раскрепощались и верили в себя. Например, вместе с ними мы создаем макеты павильонов пространственных ощущений, где свет и цвет выполняют как функциональную, так и эмоциональную роль.

В следующем году в качестве студентов мы также ждем архитекторов: из них, наоборот, придется делать технических специалистов. Примечательно, что большинство известных европейских школ светового дизайна образованы на базе технических вузов, и мне кажется, что эта закономерность не случайна. За девять лет практики работы с проектами по светодизайну и пятилетний преподавательский стаж я успела поработать со светотехниками, архитекторами, инженерами. Мне кажется, что наиболее расположены к деятельности светодизайнера именно инженеры, которые могут своими руками создать новое техническое устройство, источник света, или как-то усовершенствовать то, к чему все уже привыкли. Наблюдая за работой некоторых магистрантов, я понимаю, что они уже готовые световые дизайнеры, которых можно отпускать в проектный мир.

Вы упомянули понятие световой культуры города. Что с этой точки зрения можно сказать о Санкт-Петербурге? Как могут повлиять на освещение Северной столицы выпускники Школы?

Я долго работала в Москве, и Санкт-Петербург лично для меня является более приемлемым с точки зрения освещения городом. Здесь, в отличие от столицы, соблюдаются световые нормы, а власти более требовательно относятся к качеству светового комфорта жителей. Однако выполнение норм еще не говорит о комплексном художественно-эстетическим качестве световой среды. В нашем городе акцент в городском освещении делается на архитектуре, и это не очень хорошо. Архитектура – это массивность и объем, подсветка зданий красиво выглядит на фотографиях, однако это история не совсем о человеке. А городское освещение должно производиться именно для человека, поэтому делать акцент необходимо на подсветке парков, скверов, улиц, любых других пешеходных зон. Есть много способов сделать это интересно и оригинально, и в этом вторая проблема петербургского освещения: в нем нет индивидуальности, самобытности, которая характеризует город. Можно буквально для каждой улицы придумать собственный световой прием, разыграть какую-нибудь историческую тематику. В России боятся экспериментировать, хотя свет – это то, что легко изменить и демонтировать в случае необходимости. Поэтому Школа светового дизайна планирует провести в этом году Открытый фестиваль световой культуры, где будут представлены эксперименты со светом, которые в дальнейшем могут подчеркнуть индивидуальность разных мест города.

Нынешний год объявлен Международным годом света и световых технологий. Как сотрудники Школы примут участие в этом событии и какие изменения ее ждут?

Университет ИТМО. Лазерный театр Lux Aeterna. Работу в рамках Года света мы начали на выставке «АРХ Москва», где совместно с объединением RULD и Московским архитектурным институтом провели воркшоп. На этой же выставке мы продемонстрировали возможности нашего светового театра Lux aeterna. За все время мероприятия его посетили около 1500 человек. В августе мы проведем летнюю школу для студентов третьего-четвертого курсов, которые интересуются светодизайном, а в октябре – конференцию «Световой дизайн», которая в этом году будет посвящена световой культуре. Также в новом учебном году планируем познакомиться со специалистами мирового уровня на съезде светодизайнеров Professional Lighting Design Convention (PLDC).

В целом, деятельность Школы направлена на повышение качественного уровня светового дизайна как в практических, так и в теоретических областях, а также на становление конкурентноспособных специалистов на российском и международном рынках. Успех намеченных целей зависит не только от сотрудников Школы, но и от степени конструктивности диалога между разными специалистами, которые принимают участие в развитии российского светового дизайна.

Ульяна Малышева,
Редакция новостного портала Университета ИТМО