Проект направлен на то, чтобы заинтересовать школьников техническими профессиями: предполагается, что в специализированных технопарках дети смогут увидеть настоящее производство и попробовать себя в роли авиаконструкторов, нефтяников, биотехнологов и так далее. Инициатива была озвучена Президенту на заседании наблюдательного совета АСИ 27 мая; глава РФ поддержал идею и акцентировал важность этого направления.

«Сегодня система дополнительного образования, к сожалению, не является инструментом подготовки детей и подростков к участию в будущем технологическом прорыве России, – цитирует «Коммерсантъ» Владимира Яблонского, директора направления «Социальные проекты» АСИ. – Мы предлагаем создать современные аналоги дворцов пионеров, целью которых будет развитие таланта в каждом ребенке».

Университет ИТМО. Сергей Стафеев.
Университет ИТМО. Сергей Стафеев.
Декан естественнонаучного факультета Университета ИТМО Сергей Стафеев отмечает, что подача идеи организации детских технопарков как воссоздание Дворцов пионеров не совсем корректна: специфика работы в кружках не соответствует целям проекта. Первые попытки заинтересовать школьников идеями науки в игровой форме предпринял российский и советский популяризатор физики, математики и астрономии Яков Перельман. Его «Павильон занимательной науки» начал работу в 1934 году в ЦПКиО им. Кирова на Елагином острове.

«Идея Перельмана была в том, чтобы привлечь детей к науке, когда они взаимодействуют с интерактивными экспонатами, играют – и начинают сами задавать вопросы. Сейчас это называют edutainment, – поясняет Сергей Стафеев. – Позже музей закрылся, и законодателем мод в этой области стали американцы, когда Фрэнк Оппенгеймер основал “Эксплораториум” в Сан-Франциско. В середине прошлого века многие увидели, как резко падает интерес молодежи к точным наукам, и теперь в Европе нет ни одного города-миллионника, в котором не было бы своего эксплораториума. Самые крупные сейчас находятся в Китае. Мы же долгое время почивали на лаврах советской образовательной системы, поэтому потребность в таких центрах возникла только сейчас».

Сергей Стафеев подчеркивает, что познавательная мотивация школьников значительно снижается после 5-6 классов, поэтому продвигать идеи науки нужно с раннего возраста. Опыт европейских и мировых эксплораториумов в данном случае не подходит: необходимо на бесплатной основе обеспечить детям доступ к реальному лабораторному оборудованию и научным идеям, а также обеспечить дополнительную активность, чтобы желание проводить эксперименты не пропало сразу после экскурсии.

«Именно эту концепцию мы реализуем в петербургском проекте “Мир науки для детей и юношества” на базе “Лахта-центра”. Под помещения научного музея выделено 14 000 кв.м, из них примерно 5 000 кв.м займут модульные тематические лаборатории, посвященные робототехнике и биотехнологиям, научный театр, библиотека и так далее, – рассказывает Сергей Стафеев. – Сейчас, когда проект АСИ получил одобрение на самом высоком уровне и может стать федеральной программой, мы просто обязаны стать пилотной площадкой».

По словам декана естественнонаучного факультета, говорить о конкретных сроках открытия «Мира науки» пока рано, так как не закончено строительство самой штаб-квартиры «Газпрома». В данный момент ведется работа по созданию плана коммуникаций будущего музея науки, который требуется представить проектировщикам 1 января 2016 года.

Пресс-служба Университета ИТМО