Юг Санкт-Петербурга считается воротами города: здесь не только пролегает крупнейшая дорога в столицу России, но и находится аэропорт «Пулково». Наряду с растущими и уже построенными жилыми кварталами тут развиваются бизнес-центры, торгово-развлекательные комплексы и промышленные кластеры.

Как отметил первый заместитель председателя Комитета по промышленной политике и инновациям Санкт-Петербурга Михаил Пензиев, юг города начал развиваться стихийно – еще десять лет большую часть территории занимали пустыри.

«Мы не заметили, как на бывших пустующих полях появились жилые комплексы, развились промышленные кластеры Санкт-Петербурга, разросся аэропорт, открылся крупнейший конгрессно-выставочный центр “Экспофорум”, – говорит он. – Сейчас этот процесс уже не остановить: мы перешли Рубикон. Теперь развитие этого района осложнено тем, что большое количество территории уже куплено под строительство. Поэтому мы должны взвешивать каждый шаг и разработать комплекс мер, направленных на повышение качество жизни. В этом процессе должны участвовать представители и государственной власти, и бизнеса, и общественности».

Председатель Комитета по градостроительству и архитектуре Санкт-Петербурга Владимир Григорьев также отметил значительные темпы роста Юга. По его словам, сейчас там проживает около 800 тысяч человек, и уже в этом году цифра поднимется до 900 тысяч. Привлекательность территории для населения очевидна: недвижимость здесь гораздо дешевле, чем в центре, есть весомые перспективы экономического и промышленного развития. Но отсюда вытекают и определенные трудности, среди которых дефицит городской инфраструктуры и риск возникновения десоциализированной среды.

«Экстенсивное развитие Юга проходит на фоне противостояния городской администрации, строительного бизнеса, горожан и градозащитных организаций. Необходимо преодолеть такие столкновения, – считает Владимир Григорьев. – Сейчас дорабатывается стратегия градостроительного развития агломерации Санкт-Петербурга и территории Ленинградской области. Она должна лечь в основу генерального плана, который будет разработан к 2018 году».

Участники дискуссии соглашаются, что необходимо найти точки интенсивного роста южной части города и отсечь все побочные, неэффективные процессы развития. Так, заместитель директора Института территориального планирования «Урбаника» Александр Холодов считает, что следует привлекать в регион интеллектуальную и предпринимательскую элиту страны. Такую цель преследует проект города-спутника «Южный», на базе которого будет построен кампус Университета ИТМО. Сосредоточение талантливых молодых специалистов в городе с хорошо продуманной инфраструктурой может дать серьезный толчок к развитию региона.

Главное препятствие на пути любых инициатив, реализуемых на Юге, – это проблемы транспортной инфраструктуры. Руководитель проектов по транспорту Systematica MLab (Италия) Лука Гуала считает, что главная причина сложившейся ситуации – тотальная автомобилизация населения. Если жители города отдают предпочтение персональным средствам передвижения, это ведет к постоянным пробкам. По статистике, приведенной экспертом, в городе, где половина жителей передвигается на общественном транспорте, а половина – на автомобилях, последние будут занимать 94% трафика города. Общественный транспорт – это заархивированный файл, утверждает Лука Гуала, нужно лишь сделать его приятным и удобным для пользования, заставить жителя сменить кресло водителя на пассажирское.

«К сожалению, не бывает дешевых и простых решений транспортных проблем, не существует и магической силы, которая сделает все за нас. Поэтому нужно действовать», – подчеркивает он.

Конкретный план действий по улучшению ситуации на юге Санкт-Петербурга будет разработан на форуме «Гармония многогранности», организованном Правительством Санкт-Петербурга и Ленинградской области, Советом ректоров вузов Санкт-Петербурга и Институтом дизайна и урбанистики Университета ИТМО. Форум, как ожидают эксперты, станет не просто площадкой для объединения рабочих групп по обсуждению насущных вопросов жизни Петербурга, но в первую очередь инструментом изменения городской среды.

«В деле развития нашего города, безусловно, присутствует многогранность. Но гармонию нам еще предстоит обрести», – комментирует название форума участник дискуссии Андрей Канивец.

Пресс-служба Университета ИТМО