Среди членов Совета ректоры таких вузов, как МГУ имени М. В. Ломоносова, НИУ ВШЭ, МФТИ, НИТУ «МИСиС», СПбГУ, СПбПГУ, УрФУ имени Б. Н. Ельцина и Университета ИТМО. В ближайшее время новому органу предстоит заниматься совершенствованием правовой базы, разработкой единых требований к описанию результатов освоения онлайн-курсов, рекомендаций для вузов по процедуре признания этих результатов и другими.

Уже на следующий день, 24 декабря, прошло первое собрание рабочей группы Совета. В нем приняли участие Андрей Лямин, директор Центра дистанционного обучения Университета ИТМО (ЦДО), а также Дмитрий Копылов, руководитель лаборатории технологий мультимедиа ЦДО. На заседании обсуждалось создание единого портала онлайн-образования, на котором будут размещаться программы и курсы различных вузов.

«Можно сказать, что активная работа уже началась, – комментирует Дмитрий Копылов. – Следующий год станет знаковым: мы поймем, как должен выглядеть портал, насколько онлайн-обучение будет востребованным. Пока все упирается в несовершенство правовой базы. Необходимо внести изменения в различные нормативные акты, чтобы вузы получили возможность хотя бы часть учебного процесса перевести в форму электронного обучения, открытого образования».

Фото Пресс-службы Минобрнауки России Одна из задач, стоящих перед Советом и рабочей группой, – разработка механизмов идентификации студента, проходящего обучение и выполняющего задания в рамках контрольных мероприятий: зачетов, экзаменов. Решением может стать создание надзорного органа – прокторинга, либо территориальных центров в различных городах страны, где обучающиеся смогут выполнять контрольные тесты под наблюдением преподавателей.

Безусловно, полностью заменить традиционные формы обучения дистанционное образование не сможет. В соответствии с Законом об образовании Минобрнауки РФ разработан «Перечень профессий, специальностей и направлений подготовки, реализация образовательных программ по которым не допускается с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий». К примеру, готовить дистанционно медиков, вокалистов, педагогов или авиастроителей – заведомо не самая удачная идея. Однако в ряде направлений применение онлайн-обучения может быть полезным.

«Самое важное, что новые технологии расширяют возможности студентов. Каждый будет сам выбирать траекторию обучения: изучать онлайн-курсы, используя открытую платформу, или любую другую, которую предлагает университет. А чем больше возможностей, тем лучше – так было всегда. Студенты смогут выбирать курсы, преподавателей. Плохо это или хорошо? Я думаю, что хорошо», – отмечает Андрей Лямин.

Об эффективности новых технологий говорят и сотрудники Центра дистанционного обучения Университета ИТМО. Именно здесь 17 февраля 2014 года была создана одна из первых открытых площадок для онлайн-обучения – ITMOcourses. Уже сейчас она предлагает более десятка курсов: основы электромеханических систем, теория графов, создание веб-интерфейсов с помощью HTML и CSS, основы робототехники и другие. Их продолжительность в среднем 8 недель.

«Одно из преимуществ электронного обучения состоит в том, что его результаты могут быть зачтены преподавателем при аттестации студента по соответствующей дисциплине, – рассказывает Дмитрий Копылов. – Либо профессор может начислить дополнительные баллы на экзамене. Если же говорить о решении Минобрнауки, то я его полностью поддерживаю. Современное поколение студентов уже готово получать знания не только в университетах и не только на традиционных лекциях и семинарах, но и удаленно, онлайн».

Стоит отметить, что инициатива создания открытой платформы для онлайн-обучения принадлежит представителям самих вузов.

Пресс-служба Университета ИТМО