– Была ли победа в конкурсе ожидаемой?

– Сказать, что ожидаемой, наверное, нельзя. Конечно, мы верили в успех, но все же конкурс был достаточно сложным. Победу могли одержать многие сильные команды. Некоторые из экспертов говорили, что у нас хорошие шансы, тем не менее, нашу презентацию и выступление жюри и эксперты безжалостно критиковали на разных этапах конкурса. Поэтому почти неделя до финала ушла на исправление презентации и подготовку выступления. В таком конкурсе большое значение имеет то, как ты презентуешь проект.

– Расскажите подробнее о вашем проекте.

– Если вкратце, то VeeRoute – это сервис по оптимизации транспортной логистики. С его помощью можно оптимизировать маршруты внутригородских перевозок и оперативно управлять ими в режиме онлайн. В системе заложены необходимые исходные данные, такие как исторические сведения о пробках, время пребывания курьера у клиента в зависимости от типа груза и многие другие. Все эти параметры помогают в автоматическом режиме проложить оптимальный маршрут для водителя. Между курьером и логистом существует обратная связь. С помощью мобильного приложения логист отслеживает местонахождение курьера и статус исполнения работы, в свою очередь, курьер может оперативно получить от логиста информацию о форс-мажорных обстоятельствах, изменениях маршрута и так далее. То есть наш сервис направлен на автоматизацию процесса, который во многих компаниях выполняется вручную, на сокращение трудозатрат при планировании маршрутов, снижение общего пробега автомобильного транспорта. Он также позволяет сделать работу водителя более удобной с точки зрения связи с клиентом.

– Когда и почему вы решили заняться разработкой такого продукта?

– Идея проекта VeeRoute возникла полтора года назад. Члены нашей команды и другие ребята, работающие в бизнес-инкубаторе Университета ИТМО, постоянно сталкивались с низким уровнем обслуживания со стороны курьерских служб, которые регулярно опаздывали или срывали заказы. Например, типичная для России ситуация – клиент оформляет покупку через Интернет, доставка доступна только спустя несколько дней, временных интервалов нет. То есть курьера нужно ждать весь день или, еще хуже, в конце назначенного дня получить звонок с уведомлением, что сегодня доставить заказ не успевают. Мы решили, что ситуацию нужно изменить. Начали с того, что провели работу с потенциальными клиентами (customer development): много общались с курьерскими службами и крупными интернет-магазинами, участвовали в специализированных выставках и форумах. Провели сотни часов с логистами, смотрели, какие системы используются сейчас, как решают задачу маршрутизации и управления автопарком. Выяснили, что на рынке нет решений, позволяющих проложить оптимальные с точки зрения логистов маршруты. Мы организовали более десяти тестовых инсталляций с совершенно разными клиентами и увидели, что наша разработка эффективнее аналогов, она дает клиентам возможность полностью автоматизировать процесс управления доставками.

– В чем заключаются отличия вашей системы от других и какими преимуществами она обладает?

– Стандартные решения, представленные на рынке, разрабатывались пять-семь лет назад и более. Они базируются на устаревших технологиях. Например, во многих из них используются собственные географические карты, мы же взяли за основу онлайн-карты с информацией о текущей и исторической загруженности дорог. Кроме того, мы перешли на облачные технологии, что позволяет быстрее осуществлять расчет оптимального маршрута. Мы предоставляем логистам возможность оперативного управления доставками, смартфон водителя выступает и в роли GPS-трекера, и в роли устройства для обратной связи с диспетчером, что позволяет оперативно вносить изменения.

Безусловно, одно из главных преимуществ VeeRoute – это наша команда. В разработке проекта участвовали чемпионы мира по программированию из Университета ИТМО и Евгений Флоринцев, который имеет 20-летний опыт работы в области оптимизации доставок на рынке США. Мы полтора года трудились над тем, чтобы наши алгоритмы учитывали огромное количество факторов, таких как время пребывания у клиента, время на поиск адреса, данные о пробках и т.д. То есть наш проект – результат совместных усилий сильнейших профессионалов из разных компаний, университетов и стран мира.

– Как вы все нашли друг друга?

– Произошло это так. Два моих брата – Владислав и Михаил Кудиновы – в 2009 году начали заниматься стартапами и организацией стартап-сообщества в Петербурге. В это время как раз появилась «мода» на инновации. Влад и Михаил самостоятельно основали клуб инноваторов, где собирались стартаперы, обсуждали проекты, выступали с докладами, делились идеями по созданию бизнеса, знакомились с потенциальными инвесторами, выслушивали отзывы экспертов. В 2011 году об этой деятельности узнал ректор Университета ИТМО Владимир Васильев и пригласил братьев заниматься развитием стартап-сообщества Санкт-Петербурга уже на базе Университета ИТМО. Еще раньше Университет ИТМО стал уделять особое внимание технологическому предпринимательству, была открыта специальная магистерская программа, но Владимир Николаевич решил усилить работу в этом направлении. Влад и Михаил взялись за создание акселерационной программы стартапов. Именно тогда были созданы стартап-школа SUMIT и бизнес-инкубатор Университета ИТМО. Я же стал резидентом и директором бизнес-инкубатора позже, чуть больше года назад.

– Получилось бы всего этого добиться, если бы не Университет ИТМО?

– Скорее всего, нет. Потому что без Университета ИТМО не сформировалась бы уникальная команда разработчиков, мы бы не познакомились Евгением Флоринцевым, Ильей Антиповым и чемпионами мира по программированию. Есть очень много взаимосвязанных факторов, которые в конечном итоге привели к успеху нашего проекта.

Пресс-служба Университета ИТМО