В Университете ИТМО стартовали образовательные курсы для представителей вузов Санкт-Петербурга в рамках серии семинаров «Подготовка технологических брокеров: специалистов по развитию взаимоотношений между промышленностью и научными коллективами». Мероприятие организовано Университетом ИТМО совместно с Европейским университетом в Санкт-Петербурге (ЕУСПб) при финансовой поддержке ОАО «Российская венчурная компания» (РВК). Первая сессия цикла посвящена нанотехнологиям и новым материалам. 

Образовательная программа, организованная Университетом ИТМО совместно с ЕУСПб, включает в себя пять научных направлений, в которых особенно важно взаимодействие науки и промышленных компаний. Это: «Нанотехнологии и новые материалы», «Фотоника», «Системы управления, робототехника и приборостроение», «Информационно-коммуникационные технологии», «Биотехнологии, криогенные и пищевые технологии». Специалисты, занимающиеся исследованиями в этих областях науки, получат возможность больше узнать о работе с промышленными заказами и дорожными картами, о выстраивании отношений научных коллективов с индустриальными партнерами, внедрении новых технологических продуктов на производстве, а также о барьерах, возникающих в процессе взаимодействия научных институтов и промышленных предприятий. Как показали исследования команды ЕУСПб в составе Ольги Бычковой, Елены Поповой, Анны Черныш и Натальи Богатырь, большинство существующих на российском образовательном рынке программ по инноватике ориентированы на руководителей высшего и среднего звена управления, ответственных за стратегическое развитие компаний. Основное внимание при этом уделяется организации стартапов и малых инновационных предприятий. И практически отсутствуют программы, направленные на подготовку вузовских работников (особенно представителей отдельных кафедр, лабораторий и факультетов) для работы с промышленными заказами.
Этим обусловлена необходимость в образовательных программах по подготовке специалистов с набором компетенций, который позволил бы им эффективно обеспечивать взаимодействие и передачу технологий на уровне «вуз-промышленность». «Разрабатывая программу мы опирались на мнения наших респондентов из индустрии и академии – каким они хотели бы видеть технологического брокера, каких качеств не достает им самим. – рассказывает Ольга Бычкова, профессор Европейского университета в Санкт-Петербурге (ЕУСПб), руководитель проекта: В результате исследования выяснилось, что ученым больше всего не хватает коммуникативных навыков, которые можно приобрести, изучая социальный аспект технологического трансфера и анализируя чужие истории успеха».

Александр Биккулов, начальник отдела содействия проектной деятельности подразделений Университета ИТМО, координатор серии семинаров, подчеркивает уникальность этой образовательной программы не только для Санкт-Петербурга, но и для всей страны: «В Университете ИТМО ежегодно проводится Школа фандрайзинга, включающая тренинги по привлечению грантового финансирования в научные, коммерческие, социальные проекты. Однако подобный специализированный курс, направленный на улучшение взаимодействия вузов и индустрии, организуется у нас впервые».

Всего на семинары, которые будут проходить по пятницам и субботам в течение месяца, записались 150 человек из разных вузов Санкт-Петербурга. В первый день перед слушателями выступили ведущие эксперты в этой области. Евгения Попова, кандидат политических наук, ассоциированный научный сотрудник ЕУСПб, доцент, директор НОЦ Томского государственного университета, опираясь на результаты исследований, проведенных ЕУСПб в 2012 и 2014 годах, рассказала о существующих моделях отношений вузов с промышленными партнерами, о роли технологического брокера в современном вузе и необходимых ему компетенциях, объединяющих технические и социальные знания. Приглашенный эксперт в сфере science and technology studies (STS) Виктор Вахштайн*, кандидат социологических наук, профессор ВШЭС, рассказал об основных направлениях социальных исследований науки и техники и их применении в работе технологических брокеров, например, насколько часто представления разработчиков о том, как их разработки будут применяться на практике, далеки от реальной действительности. Наталья Луковникова, начальник отдела научно-технического форсайта Университета ИТМО, директор ООО «Институт психотехнологий», рассказала о современных методах долгосрочного прогнозирования и о том, как методики и результаты форсайт-исследований могут быть использованы при планировании исследовательской и проектной деятельности.

По окончании образовательной сессии участники, среди которых есть и студенты, и научные сотрудники вузов, и сотрудники центров трансфера технологий, получат именные сертификаты. Однако, как считает Александр Биккулов, гораздо важнее, чтобы знания, приобретенные на семинаре, помогли слушателям в их работе: «Хотелось бы, чтобы наука и индустрия нашли общий язык. Это стало бы дополнительным стимулом как для развития науки, так и для повышения конкурентоспособности производства».

Для Университета ИТМО и ЕУСПб данная программа - первый опыт эффективного сотрудничества и интеграции научно-образовательных компетенций гуманитарного и инженерного университетов в сфере решений проблем технологического трансфера. Кроме того, для Университета ИТМО реализация подобной образовательной программы – очередной шаг в построении модели «предпринимательского университета».  Взаимодействие «образование – наука – промышленность», ставшее основой теории «Тройной спирали» Генри Ицковица, – это та схема, которая лежит в основе современного развития нашего университета.

*Физическое лицо, признанное СМИ — «иностранный агент»

Пресс-служба Университета ИТМО