В Санкт-Петербурге открывается вторая экспериментальная сцена Александринского театра. Большой мультимедийный центр, укомплектованный по последнему слову техники, разместился во дворе между площадью Островского и набережной реки Фонтанки.  Строители скромно говорят, что подобный комплекс уникален только для России. На самом же деле в мире не существует соединения под одной крышей экспериментальной сцены, мультимедиастудии для интернет-театра и учебного корпуса.

Малая сцена сможет вместить до 500 зрителей. Григорий Попов, заместитель художественного руководителя Александринского театра по художественно-постановочной части, подчеркивает, что главная задача, стоявшая перед инженерами, — сделать максимально трансформируемое пространство: 

—Сцена представляет собой так называемую черную коробку (black box) и предполагает любое использование, согласно фантазии режиссера. 

Как утверждает Попов, когда все задумывалось, создатели «насчитали 14 способов расположения зрителей в этом помещении». Планшет сцены-трансформера поделен на множество квадратных секторов, каждый из которых управляется с компьютера и способен выстраиваться в любой конфигурации с точностью до 3 мм.  На противоположной стороне от входа — прямоугольные окна в пол с видом на внутренний дворик, который, по желанию постановщиков, может быть задействован во время спектакля. Многочисленные лебедки на колосниках могут также двигаться в любом направлении; словом, здесь всё готово для смелых творческих поисков.

Важной частью комплекса станет медиацентр, сделанный как телестудия высшего класса и предназначенный для создания нового интернет-театра. Сцены, разыгранные в этом помещении, возможно, будут транслироваться как на новую сцену, так и в главное здание Александринского театра. Свободный Wi-Fi, который обещают предоставлять в новом комплексе, нацелен не столько на комфорт времяпрепровождения зрителей в антрактах, сколько на решение инновационных художественных задач. 

—Мы будем включать обратную связь и попытаемся создать некое абсолютно новое интернет-пространство, когда вы с помощью ваших гаджетов сможете сами участвовать в спектакле, — заявил Григорий Попов.

И, наконец, третьей частью комплекса станет учебный центр с высокотехнологическими залами и классами, предназначенный для обучения режиссеров, художников и технологов сцены. Александр Чепуров, руководитель творческо-исследовательской части Александринского театра и ректор Санкт-Петербургской театральной академии, рассказал «Известиям», что в рамках учебной сцены будет возможно дистанционное обучение, которое раньше применялось в сфере общего и технического образования, но никогда в области обучения театрального.

—То, что сейчас разрабатывает Александринский театр, Театральная академия и университет ИТМО, — это модель для театрального образования, когда занятия по движению, сценической речи, мастерству могут проходить в режиме онлайн с удаленными группами обучающихся. Сейчас мы плотно работаем с Министерством культуры и департаментом образования и науки, чтобы найти партнеров в вузах и театральных училищах России. Эта программа находится в стадии разработки, — заявил г-н Чепуров.

По словам руководителей Александринского театра, задача нового учебного комплекса — децентрализация театрального образования страны, которое сейчас сконцентрировано лишь в двух столицах. 25 апреля здание площадью около 10 тыс. кв. м передадут театру. Строительство длилось три года. По уверению заказчиков и строителей, уникальность данного проекта для современной России состоит также в том, что во время строительства удалось сэкономить около 17 млн рублей бюджетных средств. Фактическая стоимость здания составила 1 871 358 000 рублей. 

Открытие нового комплекса состоится 15 мая, одновременно с открытием VII международного фестиваля «Александринский». 

С полной статьей можно ознакомиться здесь.