Поколение 5-100S: в Университете ИТМО будут готовить управленцев в сфере образования

В Университете ИТМО стартует реализация Студенческого офиса 5-100S, нацеленного на подготовку управленческой элиты вуза путем максимального вовлечения студентов в развитие своей альма-матер. Инициатива по созданию 5-100S поступила от самих обучающихся. 1 сентября, в День знаний, группа актива студентов Университета ИТМО впервые представила сформированную ими «дорожную карту» (ДК) ректору вуза Владимиру Васильеву.

«Я нередко отмечаю, какую важную роль в развитии нашего университета играют студенты. Они активны, инициативны, любят свой вуз, видят, в каком направлении он движется, и не просто плывут по течению, а стараются корректировать русло, увеличивать динамику развития своей альма-матер, – подчеркивает глава Университета ИТМО. – Наши ребята выигрывают всероссийские и международные конкурсы, открывают собственные лаборатории, становятся во главе социальных проектов. Все это результат тех доверительных отношений, которые сложились между нашей молодежью, преподавателями, администрацией. Ведь студентам немногого нужно, чтобы свернуть горы, – достаточно поддержки, одобрения их планов и действий. Создание Студенческого  офиса 5-100S – это, с одной стороны, логичный шаг для нашего университета, а с другой – смелый и принципиально важный поступок. Мы выходим на новый уровень доверия, делегируя часть задач по развитию вуза нашим талантливым студентам. Важно понимать, что мы даем ребятам не карт-бланш, а возможность воспитывать в себе качества, необходимые для успешной карьеры любого человека, – ответственность, гибкость, умение мыслить стратегически, анализировать и прогнозировать ситуацию. Они – будущее вуза и нашей страны, и они – наш самый лучший для инвестиций “проект”». 


Студенческая «дорожная карта» структурно и идейно коррелирует с главной ДК Университета ИТМО. Как и во «взрослой», развитие вуза проходит по шести стратегическим инициативам: наука, образование, HR/выпускники, PR, инновации, управление. В каждой из них ребята определяли (консультируясь с руководителями направлений), в каких именно задачах вуза помощь обучающихся будет особо ценна и максимально реализуема. В результате получился свод не абстрактных целей, а реальных задач с четко прописанными ключевыми показателями эффективности работы студентов. Так, например, если в главной «дорожной карте» вуза стоит задача привлечения сотни иностранных студентов, то студенту-менеджеру по направлению ITMO Education (образование) предстоит с помощью актива обучающихся повлиять на зачисление в вуз десяти человек из этих ста. В науке (ITMO Science) упор будет сделан на практикоориентированный подход, применение компетенций юных ученых в лабораториях вуза, участие молодежи в реальных проектах крупнейших ассоциаций (SPIE, OSA. IEEE и пр.) совместно с ведущими учеными университета и продвижении бренда вуза среди мирового академического сообщества. Таким образом, речь идет именно о частичном разделении полномочий, обязанностей и ответственности за ход Проекта 5-100. 

В Университете ИТМО существует не один десяток студенческих объединений, клубов, организаций, в которых уже состоят активные студенты, реализующие свои инициативы в целях развития вуза, улучшения учебной и внеучебной деятельности. Главным подразделением здесь является Совет обучающихся (СО), который не раз выигрывал крупные правительственные гранты на воплощение своих идей по проведению мероприятий образовательного, спортивного, воспитательного характера. Однако 5-100S – это ни в коем случае не продолжение деятельности СО, подчеркивают идеологи студенческой «дорожной карты», поскольку миссия проектного офиса обучающихся является более глобальной.

«У нас уже есть определенный круг студентов, которые помогают в реализации второй стратегической инициативы “дорожной карты” вуза ITMO Education. Среди них ребята, которые уже участвовали в программах академической мобильности, волонтеры, которые встречают наших иностранных студентов и гостей, курируют их, помогая им обустроиться в городе, общежитии, органично влиться в учебный процесс, – рассказывает проректор по международной деятельности Дарья Козлова. – Становится очевидным, что в работе по направлению “Образование”, которая включает реализацию программ и мероприятий по привлечению иностранных студентов и продвижению вуза среди молодежи за границей, участие студентов не просто желательно, а необходимо. Кто расскажет о жизни в университете, о достоинствах своего вуза, о возможностях обучения за рубежом лучше, чем обучающийся, получивший соответствующий опыт? Студенты искренны, честны, они кого угодно способны зарядить своим энтузиазмом, особенно если это наши ребята. Во всех вузах есть студенты, группы наиболее активных ребят, входящих в различные советы и объединения. Но голос студентов Университета ИТМО выбивается из общего тона студенчества Санкт-Петербурга».

Как отмечает проректор по международной деятельности, прецедентов создания студенческой «дорожной карты» не существует ни в отечественном, ни в мировом образовании. В ряде зарубежных университетов, делится Дарья Козлова, обучающиеся могут влиять на итоговый вид главного стратегического постулата вуза, однако это больше пассивное влияние, нежели активная реализация прописанных стратегических задач, идея которой заложена в Студенческом офисе 5-100S.  

Впервые об уникальной инициативе студентов Университета ИТМО представители российской высшей школы услышали на конференции QS Worldwide в Нижнем Новгороде. Лидеры отечественного образования были удивлены появлению такого совершенно непредвиденного «апгрейда» Проекта 5-100 и похвалили находчивость студентов, которые, по сути, ввели новый тренд в сферу российского образования, добавляет Дарья Козлова. 

Став частью 5-100S, студент сможет не только реализовать себя в интересующей области – науке и ее популяризации, образовании и межкультурных коммуникациях, инновационном развитии и коммерциализации разработок, креативном мышлении и продвижении бренда. Главная выгода для ребят, по мнению руководства вуза, состоит в получении совершенно уникальных компетенций. 

«2020 год уже не за горами. Для нас годы участия в Проекте 5-100 – полоса для разгона и трамплин в будущее вуза, – утверждает помощник ректора по связям с общественностью, координатор стратегической инициативы по продвижению бренда Университета ИТМО Анна Веклич. – Общая стратегия развития Университета ИТМО ориентирована на будущее, и перед нами встал логичный вопрос: кто встанет у руля изменений через 5, 10, 15, 20 лет? С поиском ответа нам поможет созданный Студенческий офис 5-100S. Ведь именно студенты являются самыми активными амбассадорами своего университета, его миссии и ценностей. Лидеры направлений, наиболее активные ребята, разовьют навыки управления вузом, закрепив их практикой реализации проектов, которые составляют каждодневную работу руководства университета. Помимо своей специальности, они получат компетенции управленца в научно-образовательной  сфере и в случае особых успехов  место работы в родной альма-матер и совершенно четкие карьерные перспективы. Стратегически это большой шаг вперед. Да, мы хотим подготовить достойную смену молодых сотрудников, которые прекрасно знают вуз изнутри, которым не придется тратить годы на адаптацию в огромном коллективе, которые органично вольются в сплоченную команду управленцев Университета ИТМО». 


Для реализации идеи 5-100S приглашаются все студенты и аспиранты вуза. Впоследствии координационным советом вуза и студенческим активом будут выбраны менеджер Студенческого офиса 5-100S и менеджеры по направлениям – предпочтения будут отдаваться старшим курсам. Выборы пройдут по истечении реализации нескольких задач «дорожной карты», которые подтвердят серьезность намерений студентов, желающих стать частью 5-100S. 

«Студент должен обладать набором определенных черт и навыков, которые крайне необходимы для успешного решения комплексных задач и выстраивания новых процессов в ситуации неопределенности, ограниченности времени и ресурсов. Это прежде всего лидерские качества, авторитет, умение работать в команде, инициативность, организованность, нестандартность мышления и открытость к новому, коммуникационные навыки, умение планировать и другое, – делится начальник Управления стратегического развития, менеджер Проекта 5-100 Университета ИТМО Марианна Чистякова. – В некотором смысле мы рискуем, делегируя часть задач “взрослого” проектного офиса студентам, и надеемся, что наши ребята подойдут к их выполнению со всей ответственностью. Мы будем сотрудничать с членами Студенческого офиса 5-100S на паритетных началах и принципах взаимовыгодного партнерства, при этом действия студентов будут обладать довольно высокой степенью автономности». 


По словам руководства Университета ИТМО, в скором времени «дорожная карта» 5-100S будет передана на рассмотрение Международному совету вуза. Первый этап реализации инициативы рассчитан на 2015-2016 годы. В последующие за ними два года Студенческий офис 5-100S должен начать выполнять до 10% задач ДК вуза через свои проекты и вовлекать других участников Проекта 5-100 в реализацию подобных инициатив в университетах России. 

«Оценивая деятельность нашего Совета обучающихся, ежедневно наблюдая за тем, на что способны наши студенты, я понимаю, что мы готовы стать дополнительной опорой нашего вуза. Мы имеем желание не просто быть ведомыми к знаниям, но быть ведущими – наравне с преподавателями и администрацией любимого университета. Своеобразный символ Университета ИТМО – маневренный и быстрый велосипед. Мне кажется, что сплоченный тандем студентов и руководства – это еще одна пара педалей, которая сделает нас еще быстрее», – резюмирует председатель Совета обучающихся Полина Литвиненко.

Добавим, что набор в Студенческий офис 5-100S уже открыт. Заявку с рассказом о себе и мотивационным письмом можно отправить на адрес student@corp.ifmo.ru.

 

Ульяна Малышева,
Редакция новостного портала Университета ИТМО

Архив по годам:
Пресс-служба