Минобрауки решает проблему дефицита IT-специалистов путем увеличения мест в вузах

Кадровый голод не тетка: Минобрнауки решает проблему дефицита IT-специалистов путем увеличения мест в вузах

Министерство образования и науки во взаимодействии с Министерством связи и массовых коммуникаций утвердили контрольные цифры приема по IT-специальностям на 2016-2017 учебный год. Теперь квоты на поступление по направлениям подготовки, связанным с информационными технологиями, в среднем увеличились на 31% в сравнении с прошлым годом. Путем увеличения бюджетных мест в вузах правительство надеется устранить существующий в России дефицит квалифицированных кадров на рынке IT.

За последние несколько лет запрос на IT-специалистов в госсекторе вырос более чем на 70% – с 25 тысяч бюджетных мест на соответствующие направления подготовки до 42,5 тысяч. Повышение квот на обучение является частью «Стратегии развития отрасли информационных технологий в РФ на 2014-2020 годы и на перспективу до 2025 года», в которую также входит задача «утоления» так называемого кадрового голода в IT-сфере.

«Дефицит кадров в IT-отрасли сегодня ограничивает ее развитие, а увеличение бюджетных мест по IT-специальностям – одна из мер, которая поможет решить эту проблему», – цитирует главу Минкомсвязи РФ Николая Никифорова «Российская газета».

В числе других мер заявлены такие направления работы, как совершенствование содержания начального и профессионального образования, проведение профильных олимпиад, а также развитие частно-государственного партнерства в образовательной сфере.

Декан факультета информационных технологий и программирования Университета ИТМО Владимир Парфенов считает, что повышение количества бюджетных мест в вузах не решит существующую проблему.

Университет ИТМО. Владимир Парфенов.
Университет ИТМО. Владимир Парфенов.

«Допустим, в вуз придет больше ребят. А кто их будет учить? Дефицит высококвалифицированных специалистов в IT сопровождается такой же нехваткой профессионалов в области преподавания, – убежден он. – Здесь проблема комплексная, и нужно еще понять, с какой стороны к ней подходить. Мы имеем дело с рынком, который растет очень большими темпами – на 10-15% в год. На данный момент в городе работает порядка 30000 IT-специалистов. По грубым подсчетам, ежегодно в сфере информационных технологий нужно пополнение в числе 4500 сотрудников. Ведущие вузы Санкт-Петербурга даже вкупе столько кадров не выпускают».

Еще одна задача – обеспечить приток талантливой молодежи в университеты на программы подготовки в сфере информационных технологий. В меньшей степени эта задача возлагается на общеобразовательные школы, которые, даже специализируясь на IT-профиле, не способны дать полного представления о том, что такое программирование в современном мире. Поэтому ответственность за привлечение школьников к области информационных технологий ложится на плечи преподавателей вузов, где находятся различные подразделения, направленные на работу с будущими абитуриентами. Так, в Университете ИТМО с 2003 года работает Центр развития карьеры  и инноваций в области IT, в котором реализуется трехступенчатая акселерационная программа, готовящая востребованного на рынке специалиста – со школьной скамьи  до старших курсов, на которых студент Центра проходит стажировку в IT-компании. Проверенным средством поиска ребят с потенциалом в сфере информационных технологий являются олимпиады по информатике и программированию, которые ежегодно проходят как на региональном, так и на всероссийском уровнях.

Минобрауки решает проблему дефицита IT-специалистов путем увеличения мест в вузах.
Минобрауки решает проблему дефицита IT-специалистов путем увеличения мест в вузах.

«Уровень заинтересованности молодых людей в работе в IT высокий, в отличие от уровня понимания того, что такое информационные технологии, – считает директор Северо-Западного регионального центра организации и проведения Интернет-олимпиад Дмитрий Зубок. – Значительную роль здесь играют стереотипы и красивые названия. Нередко получается так, что люди, явно не готовые к освоению программ высшего образования, рвутся на «Информационную безопасность» или «Программную инженерию». Лишь начав обучение в вузе, они постепенно переосмысливают, что такое IT. Важно в работе со школьниками раскрывать суть того множества профессий, которые сложились в сфере информационных технологий. Системный архитектор, разработчик, тестировщик, techwriter, консультант по внедрению программного обеспечения и прочее – на каждом направлении есть свои нюансы, и их желательно объяснять ребятам».

В деле постепенного уменьшения кадрового голода в области IT эксперты возлагают надежды на всевозможные центры дополнительного профессионального образования (ЦДПО) и центры повышения квалификации. Зачастую такие подразделения созданы при компаниях и предприятиях, для нужд которых и «доучивают» специалистов. Однако в понятии «дефицит кадров» важно не забывать добавлять слово «высококвалифицированных», утверждает заведующий кафедрой информационных систем и технологий в высокотехнологичном бизнесе Университета ИТМО, президент ИТ Концерна «Р-Про» Алексей Кораблев.

«Рынок IT очень насыщен: много компаний и много людей, которые хотят работать в этой отрасли, – рассказывает эксперт. – Однако далеко не все получают качественное и соответствующее времени образование. Нет фундаментальных и многих прикладных знаний, нет специализированных навыков управления проектами в сфере IT, хорошего английского языка. В некоторых случаях студентов готовят по программам, которые успели устареть, учитывая темпы развития технологий в IT. На нашей кафедре мы стараемся дать магистрантам все, чтобы они стали теми самыми столь необходимыми на рынке специалистами высшего класса».

Университет ИТМО. Алексей Кораблев.
Университет ИТМО. Алексей Кораблев.

Кафедра информационных систем и технологий в высокотехнологичном бизнесе Университета ИТМО, которая является базовой для предприятий Кластера высоких технологий и инжиниринга, по словам Алексея Кораблева, выстраивает учебный процесс с учетом потребностей компаний, входящих в кластер, и одновременно дает современное комплексное образование в области современных информационных систем и технологий. Магистранты получают не только фундаментальные знания и возможность проводить научные исследования по заказу бизнеса, но и нарабатывают практические навыки, разбираясь с задачами, которые после им придется решать уже на одном из предприятий кластера.

«Такое образование имеет большое преимущество, ведь работодатель заинтересован в IT-специалистах, которые сразу же вольются в рабочий процесс или же их адаптация займет минимальное количество времени. Отмечу, что действительно высококлассный профессионал выходит из стен вуза с пониманием того, что учеба на этом не заканчивается. Важно идти в ногу с развитием отрасли, участвовать в программах повышения квалификации, которых множество», – считает Алексей Кораблев.

Выбирать лучше узконаправленные программы, существующие при предприятии, добавляет эксперт.

Ульяна Малышева,

Редакция новостного портала Университета ИТМО

 
Архив по годам:
Пресс-служба