Из студентов в предприниматели: как построить инновационную инфраструктуру вуза

«Университеты 3.0» – именно так называют в мировом образовательном сообществе вузы нового поколения. Такие вузы, утверждают эксперты, отходят от вековых установок высшей школы, которая ориентирована на развитие науки и подготовку квалифицированных кадров, востребованных на рынке труда. Университеты 3.0 занимают гораздо более весомое место в развитии города, региона, страны и мира, становятся ядром инновационной экосистемы страны, лидерами изменений, которые формируют новые рынки через создание продуктов и бизнесов, знаний и технологий. В России таких вузов пока нет, однако ряд ведущих университетов не первый год занимается активной реализацией так называемой «третьей миссии» университета, в том числе – построением инновационной инфраструктуры, нацеленной на коммерциализацию вузовских проектов и вывод их на рынок. Как формируется такая система – рассмотрим на примере Университета ИТМО, где усилия по развитию инновационного потенциала вуза консолидируются на уровне Департамента проектной и инновационной деятельности.

Инновации смолоду 

Предпринимателями не рождаются, а становятся. И начинать развивать в себе бизнес-хватку лучше всего в студенческие годы. Тогда к окончанию университета уже не придется задаваться вопросами, куда идти со своей идеей и как ее реализовать с нуля. Задача вуза – дать все карты в руки юному инноватору. Козыри здесь – введение специальных курсов для студентов, организация практико-ориентированного учебного процесса и внеучебных мероприятий, создание комфортной среды для реализации любых идей.


В Университете ИТМО для этих целей сформирован факультет технологического менеджмента и инноваций, который заточен на подготовку специалистов, способных развивать проекты, созданные ими или другими разработчиками, до стадии реализации и коммерциализации. За апробацией полученных на лекциях теоретических знаний далеко ходить не нужно: тренировки для студентов проходят на «опытных образцах» – проектах, реализуемых на базе Университета ИТМО. 

«В новом учебном году ФТМИ проведет ряд конкурсов для студентов, – рассказывает заместитель декана факультета технологического менеджмента и инноваций Игорь Куприенко. – Так, например, один из них инициирован международными научными лабораториями вуза, заинтересованными в поиске менеджеров проектов, которые могли бы со знанием дела двигать создаваемые на базе МНЛ технологии. Другой конкурс, рассчитанный на студентов  как нашего, так и городских вузов,  будет проведен совместно с Центром дизайна и мультимедиа Университета ИТМО. Цель – продвижение проекта Video360Production.com, для которого участники конкурса должны будут придумать маркетинговую и рекламную стратегии. Помимо прочего, мы вводим в программу новые курсы, часть из которых читаются на английском языке, прорабатываем идею создания бизнес-школы». 

Однако, как утверждает начальник отдела маркетинга инновационной деятельности Департамента проектной и инновационной деятельности Екатерина Егошина, целью нового факультета и отдела, который организует мероприятия для студентов и инновационных компаний вуза, не является создание армии молодых предпринимателей. У тех, кто не видит себя в бизнесе, есть много других вариантов реализации своего потенциала. 

«Мы прекрасно понимаем, что далеко не все хотят быть бизнесменами, – рассказывает она. – Поэтому даем возможность ребятам попробовать себя в другом: консалтинге малых инновационных предприятий, участии в междисциплинарных командах акселераторов. Всегда востребованы специалисты по финансовому менеджменту и технологическому брокерству. В ноябре мы проводим Школу по технологическому брокерству, на которую я советую обратить внимание, и ставший уже традиционным конкурс "Маркетинг инноваций”. В целом, получение недостающих компетенций или реализация появившейся идеи – вопрос желания. Студенты могут обращаться к нам по любым вопросам, связанным с развитием их потенциала. Если не поможем сами – непременно найдем тех, кто сможет помочь». 

Сделать первые шаги в бизнесе и создании стартапа без помощи кураторов можно в Открытой лаборатории идей, методик и практик Университета ИТМО. ОЛИМП, который создавался силами студентов, нередко сравнивают с советскими кружками авиамоделирования. Действительно, здесь поддержат любую идею – от создания модели ТУ-154 до высокотехнологичного квадрокоптера.

Университет ИТМО. ОЛИМП
Университет ИТМО. ОЛИМП

«Мы понимаем, что далеко не все студенты могут или хотят следовать исключительно учебному плану, – рассказывает заведующий лабораторией Максим Иващенко. – Поэтому предоставляем им возможность выбирать собственный вектор развития и делаем все, чтобы студенты могли ему следовать. В ОЛИМПе нет учителей, но есть друзья и единомышленники. Такую концепцию высоко оценивает все больше студентов: статистика показывает, что последние полгода еженедельно нашу лабораторию посещают порядка 150 человек, 40% из которых приходят из других вузов. В ближайшей перспективе мы откроем вторую площадку ОЛИМПа на территории Института холода и биотехнологий Университета ИТМО. Обсуждаем возможность открытия подобных лабораторий и в других городах России». 

Расти, стартап, большой и маленький 

Как правило, почти всем стартапам на начальном этапе нужна поддержка – консультационная, менторская или, как минимум, финансовая. Благоприятные для роста молодых проектов условия предоставляют бизнес-акселераторы: здесь подскажут и покажут, где выход в малое инновационное предприятие или на рынок. На базе Университета ИТМО функционирует сразу два акселератора. Один из них – SumIT – занимается проектами по разработке софта, другой – только недавно отпраздновавший первый DemoDay акселератор Future Technologies. Последний, как отмечают управляющие партнеры, уникальный в своем роде: акселерационных программ для высокотехнологичных и «железных» проектов в России и мире можно посчитать по пальцам, такой акселератор при университете – еще большая редкость.

«Сейчас мы только выстраиваем схемы работы, налаживаем взаимодействие со стартапами, – делится сотрудник акселератора Future Technologies Алексей Соломатин. – В первую очередь мы работаем с проектами Университета ИТМО. Управляющим партнерам хватает опыта и компетенций, чтобы помогать резидентам связаться не только с отечественными, но и зарубежными инвесторами. Пока мы готовимся к новой акселерационной сессии, перед которой пройдет тщательный отбор стартапов. Способов их развития немало, и, что очень важно, значительную часть ресурсов для продвижения проекты могут черпать внутри университета».

Очумелые ручки

Значительное преимущество развитию инноваций в вузе дают центры прототипирования. Особенно это касается «железных» проектов, для которых необходимы корпуса и детали. Вместо того, что закупать их, лучше сделать самим на 3D-принтерах, станках ЧПУ и другом оборудовании, которое можно найти в ФабЛабе Технопарка Университета ИТМО и Инжиниринговом центре «M2M телемеханика и приборостроение». Обоим подразделениям не исполнилось еще и года, однако количества реализованных проектов и дальнейших планов уже немало. 

Университет ИТМО. Алексей Щеколдин
Университет ИТМО. Алексей Щеколдин

«Помимо реализации совместных проектов с другими подразделениями университета, среди которых наши акселераторы, Управление по стратегическим коммуникациям, Департамент проектной и инновационной деятельности и так далее, мы проводим экскурсии, мастер-классы, работаем со студентами, – подчеркивает руководитель ФабЛаба Алексей Щеколдин. – В ближайших планах – улучшение менеджмента в целях привлечения большего количества студентов для реализации различных задач, которые возлагаются на ФабЛаб. Для этого мы планируем создать социальную сеть с возможностью вести свою анкету, портфолио со списком реализуемых проектов и так далее. Таким образом, у нас будет своеобразная база студентов, которые готовы стать участниками заявленных проектов и заинтересованы в накоплении практического опыта. Мы расширяем сотрудничество с различными фирмами, и, конечно, в числе своих исполнителей они хотят видеть молодых компетентных людей». 

Не только оборудование для прототипирования, но и финансовую поддержку проектов можно найти в Инжиниринговом центре Университета ИТМО. 

«На последнем этапе реализации проекта нередко возникает финансовый разрыв, когда научно-исследовательскую разработку необходимо довести до уровня промышленного образца: оформить документацию, провести сертификационные работы, если требуется. Это все расходы, на которые не так просто найти деньги, ведь они не связаны ни с производством, ни с наукой напрямую. Здесь мы готовы помочь нашим проектам», – отмечает заместитель директора Инжинирингового центра Сергей Симонцев

Сейчас на базе Инжинирингового центра развиваются такие направления, как телемеханика и приборостроение. Прототипы самых успешных проектов будут представлены на выставке в рамках Петербургского международного инновационного форума. Планируется освоение новой тематики, связанной с фотовольтаикой – методом преобразования солнечной энергии в электрическую. 

Пояс инновационных предприятий 

Малые инновационные мероприятия – это те самые потенциальные бизнесы, которые должны выходить из предпринимательских университетов. Сейчас при Университете ИТМО существует порядка 40 действующих МИПов с хорошим коммерческим потенциалом. На данный момент, рассказывает начальник отдела по работе с малыми инновационными предприятиями Александр Остроухов, внутри вуза проходит анализ потребностей таких компаний.

Университет ИТМО. Александр Остроухов.
Университет ИТМО. Александр Остроухов.

«Возможно, инициаторы проектов как-то пересмотрели свои идеи, и нам нужно будет подстроиться под них, помочь в реализации. Также в ходе проверки мы выделяем самые активные МИПы и предлагаем им льготы на различные услуги. В среднем за год в вузе становится на шесть малых инновационных предприятий больше. Их юридическое оформление – непростое дело. Но по мере того, как законодательство все больше развязывает руки как университетам, так и МИПам, близится настоящий “бум” роста предприятий», – убежден он. 

Что посеешь, то и пожнешь

Когда речь идет о стартапах, наиболее важным моментом является начальное финансирование. Деньги можно привлекать из бюджетных источников, но гораздо эффективнее – находить инвесторов. Один из способов реализации эффективного плана – создание венчурного фонда на базе университета. Размер фонда составит 300 млн рублей. Частично финансирование предоставит ОАО «РВК», остальное – за частными инвесторами, которые уже найдены сотрудниками ITMO Venture Partners. Создание Венчурных фондов посевного плана нехарактерно для вузов, так как это связано с некоторыми рисками. Нет гарантий, что вложенные в стартап инвестиции окупятся, поскольку невозможно знать наверняка, «выстрелит» ли тот или иной проект. Однако согласно мировой статистике, если из десяти профинансированных компаний станет успешной хотя бы одна, доход от продажи ее доли, обладателем которой является университет, способен покрыть убытки от девяти провалившихся стартапов. На данном этапе ITMO Venture Partners собирают проекты, в которые частные предприниматели готовы инвестировать деньги. 

Университет ИТМО. Нина Яныкина
Университет ИТМО. Нина Яныкина

«До слияния Департамента и Института инноваций мы представляли собой набор сервисов по поддержке трансфера технологий и коммерциализации научных результатов университета. Реструктуризация стала логичным шагом в формировании общеуниверситетской системы развития и поддержки проектной и инновационной деятельности. Цели, которые стоят перед нами сегодня и в перспективе, очень амбициозны. Это и выстраивание работы нашего Венчурного фонда, и, соответственно, рост доходов университета от малых инновационных предприятий. Это дальнейшее развитие проектных и предпринимательских активностей, включая привлечение средств на проекты Университета ИТМО из зарубежных источников – фондов и программ, например, HORIZON 2020, создание конкурентоспособных высокотехнологичных компаний и многое другое. Один из моих коллег как-то отметил, что наш университет должен стать "законодателем мод" в сфере инноваций и предпринимательства не только для российских, но и для зарубежных вузов. И я считаю, что это очень правильная позиция, ведь она предполагает не столько внешнее позиционирование, сколько конкретные результаты: в первую очередь в виде выходящих из вузовских лабораторий компаний – лидеров новых рынков и индустрий, руководителями которых становятся наши студенты и исследователи», – резюмирует начальник Департамента проектной и инновационной деятельности Нина Яныкина.

 

Ульяна Малышева,
Редакция новостного портала Университета ИТМО

Архив по годам:
Пресс-служба