Университет ИТМО. Дарья Козлова.

Глобальные цели и нестандартный подход: как позиционировать вуз на международной арене

Проректор по международной деятельности Университета ИТМО Дарья Козлова, назначенная на пост 1 сентября 2015 года, приступила к своим обязанностям и уже строит планы работы на следующий учебный год. В беседе с проректором удалось выяснить, каким ориентирам следует Университет ИТМО в международной деятельности и почему инновационный, креативный и предпринимательский дух вуза важнее формальных показателей рейтингов.

Хочу поздравить вас с новым назначением!
Возглавляемый вами
Институт международного развития и партнерства существует всего год, однако за этот короткий срок вы и ваши коллеги проделали огромную работу. Расскажите, чего удалось добиться за это время?

Мы практически с нуля выстроили систему приема, отправки, учета иностранных студентов и научно-педагогических работников. Такой системы в Университете ИТМО ранее не существовало. Насколько помню, работа по созданию подобной схемы легла на плечи сотрудников не одного, и даже не двух, а около пяти подразделений. И мы справились!

Другая задача была поистине колоссальной: «прокачать» у всех навыки английского языка. Когда начинали, мы буквально не знали, за что хвататься: за учебники или за носителей языка. Но благодаря главе отдела интернационализации, руководителю Центра изучения иностранных языков Марии Дидковской и ее заместителю Кристине Ивановой удалось преодолеть все трудности и наладить систему обучения сотрудников и студентов.

Третья, крайне трудоемкая задача, заключалась в следующем: презентовать Университет ИТМО для зарубежных коллег. Всего за полгода мы с нашими коллегами из Управления по стратегическим коммуникациям с нуля подготовили огромное количество материалов на английском языке: портал, фильмы, презентации, годовые отчеты, дорожную карту. Так мы начали представлять вуз на международной арене – и теперь продолжаем развивать это направление.

Университет ИТМО позиционирует себя как неклассический вуз: международный, инновационный, предпринимательский. Какие нестандартные методы работы вы используете при продвижении университета на мировой арене?

Если говорить о секретах работы, то они просты: мы искренне верим в то, что делаем, и разделяем ценности университета. Еще один секрет успеха заключается в особой атмосфере вуза, в его стремлении к лидерству и непохожести на других.  В связи с этим мы выбираем нестандартные методы продвижения. Можно смело сказать, что мы задаем тренд в среде науки и образования. Если надо рассказать о новой учебной программе – мы подходим креативно: придумываем концепцию, идею, формулируем слоган, выступаем с презентациями и привозим необычные подарки. Нам кажется, что Университет ИТМО – это площадка для реализации тех идей, на которые не решился бы ни один другой вуз.

Как образ неклассического университета влияет на решение задач, связанных с международным продвижением?

В рамках концепции «Больше чем университет» мы с коллегами поддерживаем то, что выходит за рамки традиционных представлений о науке и образовании. Яркий пример – выставка Magic of Light, которая стала результатом совместной  работы нескольких подразделений Университета ИТМО. Только за один выходной день ее посещают более 900 человек.

Мы всегда креативим, когда перед нами стоит задача организовать ITMO event на научных конференциях, публичных мероприятиях для привлечения студентов, иностранных партнеров, друзей  университета. Например, в этом году мы решили, что необходимо на каждого участника конференции NAFSA-2015  надеть значок в виде маленького валенка. И у нас все получилось благодаря слаженной работе: ребята из ФабЛаба Технопарка Университета ИТМО вырезали мини-валенки, преподаватели английского языка в перерывах между занятиями клеили на них декор. В результате пятьсот пар валенков успешно разошлись по вузам всего мира.

Еще примеры. Когда мы были в Томске на семинаре-конференции Проекта 5-100, презентация нашей «дорожной карты» абсолютно отличалась от предложенного организаторами плана. Когда нам говорят сделать фильм об университете, мы делаем не фильм, а мультфильм. Понятно, что это определенный риск, но это работает. Каждое наше выступление должно быть незаурядным и нестандартным.

Возможно, кого-то такой подход удивит. Но ведь просто рассказывать про свой вуз и петь ему дифирамбы сейчас способен каждый. А вот запомниться, вызвать эмоции – это уже задача, и ее надо решить максимально изящно и даже весело.

Сейчас заметен тренд на развитие отношений Университета ИТМО с Азией: постоянно растет число партнеров вуза в этом регионе, делегация университета становится соорганизатором конференций и форумов. В то же время налаживается сотрудничество с вузами США. Есть ли планы открыть новые представительства помимо тех, что существуют в Италии и Брюсселе?

Восток, как известно, дело тонкое. Ирина Ким, которая возглавляет Центр азиатского сотрудничества, профессионально работает с партнерами из этого региона. Однако на данном этапе мы сошлись во мнении, что представительство в Азии не нужно. Что касается Америки, там у нас есть несколько сильных партнеров. Мы очень рады, что два сильнейших вуза в области фотоники – Университет Рочестера и Университет Аризоны в Туссоне – наши друзья. Мы делаем совместные программы и летние школы. Я пока не вижу необходимости в новой фиксированной точке в США. 

Вы видите необходимость в нестандартном подходе ко всему. Это добавляет некоторых сложностей?

К сожалению, оценка нестандартных подходов не входит в концепцию и методологию QS или Шанхайского рейтинга. Наш университет как неклассический вуз трудно оценивать в рамках традиционных рейтингов. Об этом мы будем говорить с членами нашего Международного совета на встрече в представительстве Университета ИТМО в Италии. Новый вызов, который мы ставим перед советом – это то, каким образом наш университет, предпринимательский и личностно-ориентированный, может вписаться в стандартные рейтинги. В первую очередь мы, как и любой другой вуз, работаем для студентов – нынешних и будущих. Большинство существующих рейтингов не учитывает такие параметры, как привлекательность университета для учащихся, не оцениваются нестандартные подходы в построении имиджа и способность быть с молодыми ребятами на одной волне.

Видимо, нужно лавировать…

Каким образом? Есть четкие показатели, на которых строятся рейтинги. Но мы не тот вуз, который строит свою стратегию на основании рейтинговой политики.  Мы – университет, который динамично развивается, который вовлекает в науку молодежь, формирует тренды  и  предугадывает потребности общества. 

Как вы развиваете академическую мобильность в университете и привлекаете иностранных студентов?

Мы ввели новые инструменты набора, в том числе и онлайн-маркетинг, чтобы охватить дальнее зарубежье. Концепция также дифференцирована: кто-то работает с онлайн-инструментами, кто-то – через агентов, через тестирование и олимпиады.

В каждой стране и в каждом регионе мы применяем свой подход. В этом году мы вводим систему онлайн-тестирования при приеме абитуриентов – для того, чтобы упростить процесс вступительных испытаний и в то же время сделать их максимально эффективными. Другая наша задача – развитие академической мобильности в вузе. Так, порядка 80 человек в прошлом семестре мы отправили учиться за границу по разным программам.

В каких странах действуют программы академической мобильности?

Студенты едут в Китай, в США, в сильнейшие европейские вузы: Федеральную политехническую школу Лозанны, Амстердамский университет.  Конечно, мы планируем расширять географию вузов-партнеров. Когда студенты уезжают для прохождения программы академической мобильности, они становятся амбассадорами Университета ИТМО и несут современный образ нашего вуза в массы, доносят его до наших друзей и коллег. И как раз-таки на них мы частично возлагаем задачу по привлечению учащихся из других стран к нам.

А если говорить о входящем потоке студентов из других стран?

Летом мы принимали молодых людей из Европы, Китая и США на краткосрочные программы. Я верю, что этот учебный год будет очень интенсивным в плане различных форм академической мобильности, в том числе и входящей.

Весной мы запускаем семестр обмена на английском языке под девизом Study abroad. Это традиционная европейская практика, которой не было раньше в Университете ИТМО, и это большой прорыв для нас в международном плане.

Хочу отметить также, что в ряде наших подразделений преподавание ведется на английском языке. Огромная благодарность в связи с этим заведующему кафедрой высокопроизводительных вычислений, профессору Александру Бухановскому, который читает лекции для иностранцев в том числе.

Если говорить не о командных, а о ваших личных стремлениях – что вы бы хотели сделать на новой должности?

Акцент я хочу сделать на построении системы. Чтобы каждый человек был важной и функционирующей частью механизма команды. Нужно четкое понимание того, кто, что и когда делает, за что отвечает. Конечно, акцент необходим на качестве и количестве иностранных студентов и сервисах для них, как образовательных, так и дополнительных. Я твердо уверена – мы целиком и полностью работаем для студентов!

Естественно, нельзя обойтись без вопроса о том, как, работая в таком темпе, удается сохранять энергию, оставаясь при этом в прекрасной форме?

На помощь мне приходят крепкий пуэр, утренняя  пробежка, а также йога и теннис. Правда, последним я занимаюсь не так часто, как хотелось бы. Желаю себе и своим коллегам научиться быстрее справляться с работой, больше высыпаться и всегда находить время на спорт.

 

Полина Полещук,
Редакция новостного портала Университета ИТМО

Архив по годам:
Пресс-служба