Университет ИТМО. Григорий Матыжев

Генеральный директор газеты «Metro-Петербург» Григорий Матыжев: «Важно сделать вуз модным»

10 октября в КСК «Сибур Арена» пройдет масштабный праздник, приуроченный к 110-летию первого выпуска специалистов Университета ИТМО. Выпускник 1995 года, генеральный директор ЗАО «Издательский дом “Три короны”» (газета «Metro-Петербург») Григорий Матыжев прогулялся по запутанным коридорам альма-матер и рассказал об учебе, полезной в издательском деле страсти к физике и стратегиях продвижения вуза в информационном поле.

Школьные и университетские годы далеко позади. Какие у вас сейчас ассоциации и чувства вызывает первое сентября?

Прежде всего – это изменение очередного сезонного цикла: тотальная перестройка ритма жизни после лета, пробки. Ну и, конечно, если ребенок учится в школе, то с этим днем по-прежнему связаны определенные переживания. Та атмосфера, которая создается первого сентября, совсем не осенняя, скорее весенне-новогодняя. Годы идут, а этот день продолжает вызывать у меня ощущение праздника.

Помните свой самый первый учебный день в университете?

В отличие от своих школьных линеек, первый день в Университете ИТМО, который в мои годы назывался иначе – ЛИТМО – помню очень хорошо. В 11 утра в актовом зале главного здания было собрание первокурсников. Перед нами выступили ректор – тогда Геннадий Иванович Новиков – и экс-декан инженерно-физического факультета Виктор Трофимович Прокопенко. Я поступил на кафедру квантовой электроники и биомедицинской оптики, и практически вся моя группа состояла из выпускников школы №35 Василеостровского района, которая тогда была заточена под ЛИТМО и находилась в шаговой доступности от ГОИ имени Вавилова. Помню, я немного переживал по этому поводу: стать своим в уже сплоченном коллективе всегда труднее. В итоге влился – со многими однокурсниками мы до сих пор поддерживаем связь. Первое сентября и большинство последующих дней в ЛИТМО я провел в главном здании на Кронверкском проспекте. Замечательное место: метро рядом, Александровский парк я очень люблю, да и в целом Петроградский район всегда был родным.

Почему выбрали технический вуз?

Я всегда был скорее технарем. В школьные годы у меня было теплое отношение к программированию. Я делал успехи на этом поприще, выигрывал районные олимпиады. Конечно, это мотивировало продолжать развитие именно в этом направлении. Признаться, я был на краю измены ЛИТМО: ходил в школу программирования «ЛЭТИ». На тот момент лидером в компьютерном образовании был именно этот вуз: факультет автоматики и вычислительной техники считался лучшим в городе, конкурс туда был сумасшедший. Однако окончательный выбор был сделан в пользу Университета ИТМО. Решающую роль здесь сыграла встреча с заведующим кафедрой лазерных технологий Вадимом Павловичем Вейко. Тогда он убедил меня, что лазеры – это здорово, что за ними будущее, обстановка в мире говорила о том же. Лазерные технологии были на самом пике: исследования в этой области спонсировались «оборонкой». Это уже позже в связи с изменениями в стране началась конверсия военного производства, когда все заводы и научные учреждения переводились на выпуск гражданской продукции. Мирное применение лазеров нашли в медицине. В общем, к лазерам меня поманило, и в итоге я не прогадал дважды: с годами лидером в области программирования стал именно Университет ИТМО. Из моего класса в этот вуз поступали трое. Помню, как в день экзамена встал рано утром, весь взбудораженный, стоял у «Горьковской» и ждал своих опаздывающих товарищей.

На какую тему писали диплом?

Удивительно, но название своей выпускной квалификационной работы до сих пор помню наизусть. «Лазерно-индуцированные тепловые эффекты в зубе человека». Исследования проводил в лаборатории на улице Гривцова.

В предыдущем интервью вы говорили, что во многом на смену сферы деятельности повлиял кризис в стране и науке.

Так и есть. Немногие люди, которые выпустились из вуза вместе со мной, решили работать по специальности. Это были провальные несколько лет, когда в науке было совсем не заработать. Одному еще можно было как-то прожить, но как только появлялась семья, продолжать заниматься наукой было невозможно. Я не берусь размышлять о том, как сложилась бы моя судьба, если бы не кризис. Бытие определяет сознание, как говорится. Но заниматься наукой мне нравилось.

Продолжаете следить за развитием науки?

Еще как. В Facebook я подписан на страницы многих зарубежных изданий, в большинстве своем научно-популярных, конечно. Сейчас я уже не могу разбираться в науке на уровне специалиста, отстал сильно. Честно  пытался самостоятельно разобраться в теории струн, потратил на это много времени, и мне кажется, даже что-то понял. До сих пор в моей жизни две верных страсти – физика и древняя история.

Полезны ли такие увлечения для издательского бизнеса?

Я люблю повторять: «Кто научился физике, тому проще в бизнесе». Это наука, требующая включения мозга. Она, может, и не стимулирует предпринимательскую деятельность напрямую, но зато значительно расширяет кругозор, дает навык структурирования информации и ее быстрого переваривания. С помощью физики, мне кажется, я приобрел умение принимать как традиционные, так и нестандартные решения в зависимости от ситуации. Решать повторяющуюся ситуацию по некоему лекалу зачастую очень эффективно: не тратишь время на поиск оригинального решения, где оно не нужно. Там, где стандартные решения не работают, мозг просто переключается на другой режим. Конечно, когда практически постоянно существуешь в «мясорубке» издательского дела, такие навыки очень полезны. В эти процессы уходишь с головой. Примерно так же когда-то меня поглощала квантовая электроника, существующая на стыке с философией, или теоретическая физика – до сих пор самый непостижимый для меня предмет.

В работе пригодился и математический склад ума. Мне как руководителю необходимо разбираться в вопросах финансового блока. В свое время я специально пошел учиться в Санкт-Петербургский международный институт  менеджмента, чтобы восполнить пробелы в этой области. Некоторыми математическими методами в принятии управленческих решений, которые я изучил, активно пользуюсь до сих пор. На самом деле, они основаны на теории вероятности. При поступлении, кстати, нужно было пройти собеседование, написать эссе и решить тест. В зависимости от результатов тестирования, проверяющего логику и знание математики, можно было рассчитывать на получение скидки на обучение. Тогда я получил не только удовольствие от решения математических задач разной степени сложности, но и прилично сэкономил.

Значит ли это, что вы решили для себя спор между технарями и гуманитариями?

Я не считаю, что какой-то спор существует, – это противопоставление очень искусственное. Безусловно, образование задает определенную структуру мышления. Алгоритмичность больше характерна людям, окончившим вуз по технической специальности. Гуманитарии же чаще могут предложить нетривиальное решение, но потратят на это больше времени. Однако это условно, все очень зависит от конкретного человека и от его возможности учиться. Скажу, может, очевидную вещь, но образование – это фитнес для мозга, который так же, как и тело, требует нагрузок.

Во многом газета Metro – о жизни в городе. Скажите, какое, по вашему мнению, место в городских процессах занимают образовательные центры?

Они являются сильным магнитом для молодых, талантливых, мотивированных, энергичных людей, и как следствие, драйвером развития города. Давно известно: чем больше в городе хорошо образованных людей, тем выше в нем качество жизни, культурный уровень. Это касается не только Москвы и Санкт-Петербурга, но и других городов России. Не может не радовать, что в Санкт-Петербурге много качественных вузов, которые имеют большой авторитет по всей России, – к нам едут даже москвичи, что является важным показателем. Конечно, на мировой образовательной арене они представлены в меньшей степени, но, мне кажется, это вопрос презентации вуза. Некоторым университетам стоит напомнить, что скромность – прямой путь в безызвестность. Многие петербургские вузы, включая и мою альма-матер, которая за последние годы очень сильно изменилась, достойны места рядом с ведущими иностранными университетами. Однако не все активны в информационном поле. Поскольку я работаю в этой области, мне это хорошо видно.

Как вузам нужно правильно продвигать себя, в СМИ в том числе?

Университет должен четко понимать, на какую аудиторию он работает. Самое очевидное – абитуриенты, во многом от их качества зависит то, как будет в дальнейшем развиваться вуз, формироваться его репутация. Тут важно сделать вуз модным. В свое время это удалось газете Metro. На фоне всеобщего интереса ее чтение вошло в привычку, и вот, несмотря на увеличивающееся количество гаджетов, аудитория, читающая печатную версию издания, не падает.

Как стать модным? Думаю, Университет ИТМО, который за лето принял участие сразу в двух крупных популярных фестивалях – GEEK PICNIC и «ВКонтакте» – выбрал правильный путь. Прямое взаимодействие с будущими студентами также должно подкрепляться хорошими перспективами трудоустройства после вуза. Нужно показать абитуриентам, что выпускники вуза востребованы среди работодателей. И наконец, студенты – это капитал вуза. Нужно поддерживать контакты с выпускниками, напоминать о себе. В этом смысле масштабный День выпускника, который Университет ИТМО проведет в «Сибур Арене», – отличное вложение в стратегию развития учебного заведения.

 

 

Ульяна Малышева,
Редакция новостного портала Университета ИТМО

Архив по годам: