Министерству образования предлагают ввести специальность «интернет-маркетолог». Фото: http://ru.depositphotos.com/

Министерству образования предлагают ввести специальность «интернет-маркетолог»

Ассоциация интернет-разработчиков предлагает учить студентов российских вузов интернет-маркетингу: соответствующее коллективное письмо с обоснованием инициативы направлено в Минобрнауки. Эксперты считают, что новый образовательный стандарт не нужен, однако идею стоит воплощать в виде учебного модуля или магистерской программы.

Ассоциация интернет-разработчиков подготовила коллективное письмо в Министерство образования и науки РФ с инициативой ввести в российских вузах новую специальность – «интернет-маркетолог». В АИР отмечают, что маркетологам общего профиля не хватает квалификации для работы в сфере интернет-маркетинга. По данным организации, в последние годы растет количество работодателей, нуждающихся в таких специалистах (82% в 2015 году против 76% в 2014). В то же время государство востребованные кадры не готовит, а стандарты работы в этой профессии не определены. 

«На сегодняшний день в России пользуются интернетом 73 млн человек, из которых 40 млн совершают покупки через всемирную паутину. За минувший год рынок интернет-торговли в нашей стране вырос на 31%, а рынок интернет-рекламы – на 20%, – цитирует обращение Ассоциации «КоммерсантЪ». – Государство и бизнес все больше заинтересованы в том, чтобы продвигать свои товары и услуги, доводить информацию до потребителей и получать обратную связь от населения через интернет». 

По данным издания, в Минобрнауки идею поддерживают; отмечается, что ведомство готово рассмотреть предложение о введении новой специальности при его поступлении. Кроме авторов инициативы, письмо также подписали представители Гильдии информационных технологий и цифровых коммуникаций при Московской торгово-промышленной палате и Ассоциации интерактивных агентств.

Разработчик образовательных программ по маркетингу и заместитель заведующего кафедрой маркетинга и коммуникаций Университета ИТМО Дина Соловьева считает, что создание отдельного образовательного стандарта будет излишним: сферы компетенций интернет-маркетолога и маркетолога общего профиля во многом пересекаются.

«Я не готова поддержать эту инициативу, если речь идет о создании нового образовательного стандарта, – комментирует Дина Соловьева. – Безусловно, интернет-маркетолог должен обладать специфическими компетенциями, однако база у него в любом случае будет общей с классическим маркетологом, если такой термин уместен – даже “классического” маркетолога сейчас невозможно представить без компетенций в digital. Интернет-маркетолог может специализироваться в проведении онлайн-исследований, в области электронной коммерции или digital-коммуникаций, для чего нужно владеть соответствующим инструментарием, и это стоит учитывать при разработке образовательных программ. Тем не менее, я бы не назвала интернет-маркетинг обособленной профессией – это скорее область деятельности маркетолога, к которой также нужно специально готовить в университете».

По словам эксперта, при разработке образовательных программ для интернет-маркетологов правильным был бы такой подход: в основе – широкое маркетинговое образование, а на старших курсах или в магистратуре – более узкая и углубленная специализация в сфере интернет-маркетинга. Ряд дисциплин, которые стоит преподавать интернет-маркетологу в вузе, присутствует в магистерской программе «Инновационный маркетинг», обучение по которой ведется на кафедре маркетинга и коммуникаций факультета технологического менеджмента и инноваций Университета ИТМО. Среди них – бизнес в digital-среде, электронная коммерция, digital-технологии взаимодействия с потребителями, стратегическое планирование и инструменты digital-коммуникаций, а также интернет-брендинг.

«К этому списку я бы добавила маркетинговые исследования в интернет-среде, чтобы специалисты учились анализировать, каким образом потребители ведут себя при совершении покупок в интернете, как взаимодействуют в социальных сетях, как реагируют на интернет-коммуникации. Также в сфере внимания маркетологов-исследователей – деятельность конкурентов и партнеров, и для того, чтобы это изучать, тоже необходимо владеть соответствующими компетенциями», – рассказывает Дина Соловьева.

Заместитель декана по коммуникациям и развитию факультета технологического менеджмента и инноваций Марина Лебедева также отмечает, что выделять обучение интернет-маркетологов в отдельную образовательную программу было бы неправильным решением: принципы и основы маркетинга профессионал обязан знать вне зависимости от среды приложения своих навыков. Тем не менее, требование обучать студентов именно интернет-маркетингу выдвигает само время.

«Когда-то интегралы и дифференциалы в школах не проходили, но в определенный момент это стало необходимо. Время, условия рынка, законы меняются, и новые технологии заставляют меняться и содержательную часть системы образования, – говорит Марина Лебедева. – Потребность в специалистах в сфере интернет-маркетинга есть, причем достаточно большая. Маркетологи обязаны знать современные реалии и уметь использовать современные инструменты».

Отметим, что ранее Фонд развития интернет-инициатив разработал курс по созданию и развитию интернет-стартапов, в который входят видеолекции экспертов в области интернет-предпринимательства и практические задания по развитию бизнеса. Преподавать курс планируется в ряде ведущих вузов страны; в Университете ИТМО он будет включен в программу подготовки магистров «Технологическое предпринимательство и развитие инноваций» в качестве образовательного модуля. 

 

Александр Пушкаш,
Редакция новостного портала Университета ИТМО

Архив по годам:
Пресс-служба