Летняя школа «Русского репортера». Фото: http://vk.com/shkola_rr

Учимся продвигать науку на Летней школе

В 2015 году под наукоградом Дубна в Московской области проходит двенадцатая Летняя школа – полевой образовательный проект, на котором студенты и школьники учатся журналистике, фотографии, режиссуре, естественным и гуманитарным наукам. В этом году организаторы решили расширить традиционную программу и включить в нее новое направление: научную коммуникацию.

Михаил Гельфанд. Летняя школа «Русского репортера». Фото: http://vk.com/shkola_rr «Летняя школа», известная также как «Летняя школа “Русского репортера”», традиционно собирает учеников со всей России. В этом году организаторам прислали три с половиной тысячи заявок на обучение, но все этапы отбора прошли только 790 человек. На Летней школе царит атмосфера полного равноправия: для участников нет ограничений по возрасту или уровню образования, нет и жесткого разделения на учеников и учителей, хотя в качестве лекторов сюда приезжают известные исследователи, журналисты и преподаватели ведущих вузов России. Среди них – астрофизик Борис Штерн, фотожурналисты Юрий Козырев и Сергей Максимишин, лингвист и семиолог Александр Барулин, президент Гильдии российских адвокатов Гасан Мирзоев, биоинформатик Михаил Гельфанд; в ученый совет Школы входят два члена-корреспондента РАН, академик РАО, профессора МГУ, НИУ ВШЭ, НГУ, МГПУ, Объединенного института ядерных исследований, Физического института им. П. Н. Лебедева и других вузов и научных учреждений. Живут «летнешкольники» в палаточном городке, а существует проект во многом за счет их добровольных взносов.

Григорий Тарасевич. Мастерская «Школа научной журналистики» Летней школы «Русского репортера». Фото: http://vk.com/shkola_rr «Университеты сегодня часто идут по пути обезличивания, появляются проекты вроде Coursera. Но значительная часть образования заключается в личном контакте преподавателя со студентом, – рассказывает руководитель проекта, научный журналист Григорий Тарасевич. – Летнюю школу можно рассматривать как кампус, в котором все перемешано – дисциплины, профессора, студенты, а модель общества практически коммунистическая: от каждого по возможности, каждому по потребностям».

Летняя школа «Русского репортера». Фото: http://vk.com/shkola_rr
Летняя школа «Русского репортера». Фото: http://vk.com/shkola_rr
Учебная программа включает в себя тематические мастерские разного профиля: IT, география, философия, медицина, документалистика и целый спектр журналистских направлений – социальная, репортажная, тревел- и фотожурналистика. На Школе научной журналистики этим летом появилось новое направление: организаторы решили создать образовательный курс для тех, кто не просто любит писать тексты об исследованиях и открытиях ученых, но и хочет внести посильный вклад в формирование всего научного коммуникационного пространства.

«В Европе и на Западе в целом культура научной коммуникации развита гораздо лучше, чем в России: к примеру, в Университете Помпеу Фабра в Барселоне магистерская программа по научной коммуникации появилась еще двадцать лет назад, – объясняет начальник отдела по научным коммуникациям Университета ИТМО Дмитрий Мальков, приглашенный на Летнюю школу в качестве лектора. – Популяризация науки – это способ трансляции научной информации для аудитории неспециалистов, перевод специфических знаний на их язык, а научная журналистика – один из ее форматов. Научная коммуникация – это самый широкий термин, и уровень ее развития влияет на все остальное: объем понимания глубины вопроса со стороны политиков, количество и разнообразие участников, вовлеченных в процесс, уровень академической культуры, восприятие науки обществом и так далее».

Летняя школа «Русского репортера». Фото: http://vk.com/shkola_rr В курс по научной коммуникации Летней школы вошли занятия по формированию бренда, привлечению спонсоров и форматам взаимодействия с учеными, бизнесом, журналистами и общественностью. Управляющий Информационного центра атомной отрасли Дарья Косовец рассказала о тонкостях организации мероприятий: от поиска концепции до распределения блоков лекций и мастер-классов на фестивалях и конференциях.

Отдельный блок занятий школы коммуникаторов был посвящен опыту научно-популярного издания «Чердак», который начал работу в феврале 2015 года. Руководитель проекта Александра Борисова отмечает, что для любого околонаучного материала, будь то публикация СМИ или университетский пресс-релиз, важно правильно выбрать формат подачи и соблюсти баланс. К примеру, «Чердак» изначально стремился восполнить нишу мультимедийных научно-популярных СМИ, поэтому на страницах портала больше видеороликов и инфографики, чем на других сайтах этого направления.

«Когда мы выбираем, где снимать видео, а что публиковать в виде текста, мы исходим из того, что более наглядно. В разделе “Технологии” у нас сейчас очень много видео, мы видели в этом некий дисбаланс. Но потом мы проанализировали ситуацию и решили, что это очень правильно: на видео можно отразить вещи, которые нельзя пересказать словами, – отмечает Александра Борисова. – Я была на заводе по производству ядерного топлива; если бы мы писали текст с химиком-фундаменталистом, он бы сказал что-нибудь в духе “из фторида урана там делают диоксид урана”, точка. Весь технологический процесс остался бы непонятым: как сделать стержни идеальной формы, как проверить их на качество, это такие вещи, которые в тексте страшно встретить. Бывает наоборот – допустим, в лаборатории компьютерного дизайна материалов можно поснимать разве что сотрудников. Нужно исходить из контента, и эту мысль нужно понять для выстраивания работы пресс-службы, медиацентра университета, хотя многие не понимают, зачем вообще снимать видео».

Летняя школа «Русского репортера». Фото: http://vk.com/shkola_rr
Летняя школа «Русского репортера». Фото: http://vk.com/shkola_rr
По мнению Александры Борисовой, сейчас лучшее время для того, чтобы развивать научные коммуникации в России: интерес к науке в последние два года обострился, проводится масса мероприятий, и в СМИ опять появляются отделы, занимающиеся научными и научно-популярными новостями.

Интерес к нюансам научной коммуникации проявили и сотрудники вузовских пресс-служб. Научный коммуникатор Новосибирского государственного университета Анастасия Сваровская раньше приезжала учиться научной журналистике, но с появлением нового направления решила поступить на профильный курс.

Летняя школа «Русского репортера». Фото: http://vk.com/shkola_rr «Я давно интересуюсь научной журналистикой и вижу, что между учеными, журналистами и бизнесом недостаточно хорошо налажена связь. В лабораториях университетов, в том числе нашего, происходит много интересного и полезного для людей. Но они зачастую не знают, что какие-то открытия помогут им уже завтра, – комментирует Анастасия Сваровская. – Часто даже сами ученые не в курсе того, что происходит в соседней лаборатории, и мне кажется, что для хорошей работы системы в целом нужно, чтобы люди друг с другом общались и выстраивали дискурс. Делать это нужно хотя бы для того, чтобы привлекать больше финансов в науку. Когда о том, что какая-то область перспективная и популярная, пишут много, то и инвесторы начинают задумываться о том, что можно вложиться и заработать».

Главный редактор газеты «За кадры» Мария Алисова из Томского политехнического университета отмечает, что в России есть ученые, которым проще не обращаться к широкому обсуждению своей работы – однако есть потребность в том, чтобы исследователь становился публичной фигурой.

«Существует много мифов, недопонимания, и если читать только развлекательные СМИ и “научные” паблики в соцсетях, полную картину мира составить невозможно, – считает Мария Алисова. – Нужно коммуницировать с учеными, которые действительно разбираются в своих темах: они могут объяснить те или иные проблемы как никто другой, рассказать о том, что происходит в мире. Если они сами не готовы идти на этот шаг, нужен кто-то, кто готов переводить фундаментальную науку на обывательский язык».

 

Александр Пушкаш,
Редакция новостного портала Университета ИТМО

Архив по годам:
Пресс-служба