Университет ИТМО. Анастасия Причисленко.

Курс «Жизненная навигация» поможет студентам в достижении целей

По данным Росстата, в России больше половины выпускников вузов – около 55% – не работают по специальности, указанной в дипломе. Для некоторых профессий эта цифра достигает 70-90%. Нередко причиной становится то, что когда-то студент неправильно выбрал специализацию или же просто не смог реализовать себя в рамках выбранного направления так, как сделали это его более мотивированные однокурсники. С сентября на факультете технологического менеджмента и инноваций (ФТМИ) Университета ИТМО запускается курс «Жизненная навигация», который позволит решить большинство этих проблем и поможет первокурсникам определиться с планами на дальнейшие годы обучения и наметить жизненный сценарий. О том, что из себя представляет курс, рассказывает директор Центра личностного развития ФТМИ Университета ИТМО, психолог Анастасия Причисленко.

Как появилась идея создать курс «Жизненная навигация»?

Идея ввести такую дисциплину появилась, когда декан факультета технологического менеджмента и инноваций Филипп Казин на одной из конференций познакомился с коллегами из МГГУ им. М.А. Шолохова и автором программы Александром Огневым. Курс «Жизненная навигация» преподается в этом вузе уже несколько лет. В результате в феврале был образован Центр личностного развития при ФТМИ, который и занимается сейчас разработкой и внедрением новой дисциплины в учебный план.

О чем этот курс? Чем он поможет студентам?

Университет ИТМО. Рабочие материалы курса «Жизненная навигация». В широком смысле он посвящен адаптации студента-первокурсника, который только перешел из школьной среды в вузовскую. В этой новой взрослой жизни ему предстоит самостоятельно ставить цели, разрабатывать план по их достижению, преодолевая все помехи и оценивая риски. Ему нужно будет решить, каким человеком он хочет стать, как это должно отразиться в его учебной, а после – профессиональной деятельности. В целом, курс «Жизненная навигация» – это помощь в поиске ответов на эти вопросы и дальнейшая работа со стратегическими целями. Поняв, куда он стремится, студент раньше задумается о том, какие навыки ему нужно развивать. Может, стоит встретиться с потенциальным работодателем или устроиться на практику? Не откладывать это на последние годы обучения, а сделать сейчас. Осознание своих целей также послужит ориентиром при выборе курсов. Студент изберет те, что помогут сформировать компетенции, которые пригодятся в дальнейшем при устройстве на работу. С определением этих компетенций мы поможем, привлекая к совместной работе работодателей и выпускников вуза, успешно реализующих себя в жизни. «Отработка» компетенций коррелирует с Сертификатом профессионального опыта, который могут получить выпускники Университета ИТМО, активно проявляющие себя во внеучебной деятельности.

Зачастую студенты не очень хорошо связывают те знания, что они получают в вузе, с теми, которые смогут применить в работе. Я уже не говорю о позиции некоторых работодателей из разряда «забудьте все, чему вас учили в университете». Хочется, чтобы обучение было таким, чтобы ребята не забывали, а применяли все, чему учились. Именно к этому в конечном итоге стремится наш факультет, вводя такую дисциплину. При правильном проведении курса и продолжении работы к окончанию обучения в бакалавриате мы получим выпускника нового поколения – более целеустремленного и ответственного за свой жизненный путь. Он будет понимать, что его судьба – это результат конкретных действий и решений, а не просто стечение обстоятельств.

Это теоретический или практический курс?

Курс полностью построен на интерактивном взаимодействии между студентами и преподавателем. Лекций в привычном смысле там не планируется: возможно, иногда будет вводиться десятиминутный теоретический экскурс перед выполнением практического задания. Например, изучая тему «Системы постановки целей», преподаватель вкратце расскажет о том, какими бывают системы, а студенты тут же применят новые знания на практике. Курс состоит из трех модулей: ориентационного, инструментарного и интеграционного. Естественная эволюция курса – переход от работы в команде к индивидуальной практике. Далеко не все студенты сразу готовы проявлять активность, выступать перед группой, делиться своим мнением, поэтому сначала предпочтение отдается коллективным занятиям. Далее студенты разделяются на мини-группы по 3-5 человек: таким образом, в обсуждении будут участвовать большинство ребят, но выступать все равно будут самые смелые. Так мы плавно подойдем к моменту, когда нужно будет делать проектные индивидуальные работы, которые каждый студент будет выполнять самостоятельно и делать презентацию перед группой, – например, по теме «Мой план эффективного дня». Мы надеемся, что постепенное погружение позволит раскрыться всем студентам, ведь на таких занятиях очень важно создать атмосферу комфорта и безопасности. Дать понять вчерашним школьникам, что тут не поднимут на смех тебя и твои идеи, а внимательно выслушают и дадут совет.

На какое время рассчитан курс?

Мы вводим его в программу первого семестра для бакалавров первого курса, однако понимаем, что на полугодовом обучении работа с этими ребятами не закончится. После окончания курса «Жизненная навигация» у них появляется масса идей, открываются новые возможности, но без дальнейшей поддержки это быстро сойдет на нет. Поэтому мы планируем продолжать взаимодействие с ребятами в формате встреч, где они будут рассказывать, что делают для исполнения своих желаний, – по окончании курса они являются не чем-то абстрактным, а представлены в виде дерева целей и жизненного плана по вехам. Здесь мы хотим задействовать студентов, участвующих в проекте «Адаптер Университета ИТМО», который курирует Совет обучающихся вуза. После специального обучения студенты-адаптеры могут «подхватить» второкурсников и вести их дальше, преподаватели же сосредоточатся на первокурсниках.

Кто будет преподавать данную дисциплину? Будут ли в процессе участвовать психологи?

Мы сделали ставку на преподавателей факультета. И мне кажется, что это разумно, поскольку приходящий психолог может хорошо настроить процесс целеполагания, но ему будет сложно разъяснить, как именно новые навыки и знания следует применять в контексте той специальности, что выбрал студент. А преподаватель, чья специализация не связана напрямую с психологией, все это свяжет и с вузовской жизнью, и с будущей профессиональной деятельностью. Преподаватели ФТМИ весной нынешнего года сами выступили учениками, пройдя курс под руководством сотрудников МГГУ им. М.А. Шолохова во главе с профессором Огневым. Они изучили рабочую тетрадь, которая была составлена коллегами из московского университета специально для дисциплины «Жизненная навигация». Затем прошли курс, где их научили правильно преподавать этот предмет. Наиболее успешные в обучении преподаватели факультета технологического менеджмента и инноваций были рекомендованы к чтению курса. Помимо прочего, Александр Огнев передал нам все методические материалы, написал рекомендации. Сейчас мы адаптируем полученный материал под учебный план ФТМИ Университета ИТМО. В течение учебного года преподаватели будут писать небольшие отчеты о ходе программы, о том, с какими вызовами они столкнулись, что необходимо изменить. Московские коллеги будут внимательно следить за реализацией курса. После первого года реализации программы мы выпустим собственную рабочую тетрадь, заточенную под такой вуз, как Университет ИТМО.

Как сейчас адаптируется программа для университета?

МГГУ им. М.А. Шолохова – гуманитарный вуз, и там под программу, посвященную целеполаганию, выделяется неделя. В течение семи дней студенты занимаются исключительно тем, что проходят рабочую тетрадь, с утра до вечера участвуя в различных тренингах. После они возвращаются к учебной деятельности. Мы же из недельного интенсива трансформируем дисциплину в полноценный курс, который длится полгода в виде полуторачасовых лекций: соответственно, речь идет о совершенно другом погружении студента. Встречи будут проходить раз в неделю, и каждый раз за полтора часа преподавателю предстоит включать ребят в тренинги и выводить из них. Осложняет процесс восприятия информации и то, что между каждым занятиям недельный разрыв. Его мы планируем компенсировать домашними заданиями, которые не предусмотрены в интенсиве московских коллег, и ведением группы курса в социальных сетях, где студенты могут оставлять сделанную «домашку», обсуждать ее. Пока курс рассчитан только на первокурсников ФТМИ, потому что это не просто факультатив, но встроенная в учебный план дисциплина. Но мы, конечно же, планируем в будущем преподавать «Жизненную навигацию» всем первокурсникам Университета ИТМО.

Какие еще цели стоят перед Центром личностного развития?

Помимо того, что мы хотим распространить свою деятельность не только на первокурсников бакалавриата, но и на магистратуру, другие курсы и факультеты в рамках проекта, носящего рабочее название «Осознанное студенчество», также есть планы спуститься на ступеньку ниже и начать взаимодействовать со школьниками. Зачастую именно им необходима помощь в определении своих предпочтений, раскрытия своего потенциала, которые не осознать путем прохождения профориентационных тестов. Мы хотим создать и проводить целую систему игровых олимпиад, которые помогут школьникам самоопределяться, развивать свое понимание, чем им нравится заниматься. Такие олимпиады также позволят выделить потенциальных лидеров среди учащихся – их мы будем всячески привлекать к нам в университет. Пока представления о том, какими должны быть олимпиады, еще не до конца сформированы, однако мы постараемся в следующем учебном году доработать концепцию и провести в 2016 году первую олимпиаду для петербургских школ.

Сейчас мы прорабатываем соглашение с Институтом управления образованием РАО о том, чтобы нам присвоили статус федеральной площадки по внедрению дисциплины «Жизненная навигация» в вузе. Конечно, это подразумевает усиленный контроль за выполнением программы со стороны наших московских коллег. Если же мы этот статус получим, то сможем проводить аналогичную работу и с другими вузами Санкт-Петербурга.


Ульяна Малышева,
Редакция новостного портала Университета ИТМО

Архив по годам: