Заседание координационной группы по реализации Концепции развития математического образования. Пресс-служба Минобрнауки России. http://минобрнауки.рф

Концепция математического образования укрепит позиции царицы наук

Российская математика переживает трудности, решить которые призвана новая концепция математического образования. В 2015-2016 учебном году обучение в школах страны будет вестись с учетом обозначенных в ней направлений.

Концепция развития математического образования была принята Правительством РФ 24 декабря 2013 года. Составители обозначили в документе список недостатков современной системы образования, которые мешают вывести российскую математику на лидирующие мировые позиции. К примеру, в правительстве считают, что школьники испытывают сложности с мотивацией из-за устаревших методик обучения и перегруженности учебных программ, математическое образование в вузах оторвано от современной науки и практики, различные курсы повышения квалификации для преподавателей носят скорее формальный характер, а итоги аттестаций не отражают фактический уровень подготовки. Все это мешает развитию инновационной экономики, реализации долгосрочных целей и модернизации страны.

Декан факультета инфокоммуникационных технологий Университета ИТМО Сергей Хоружников отмечает, что математическую подготовку большинства сегодняшних абитуриентов сложно назвать идеальной. Математика действительно находится в трудном положении, и причину этого стоит искать в системе школьного образования.

«Возможно, для повышения уровня подготовки по математике следует обратиться к опыту прошлых лет, вспомнить, как строилось обучение в 60-70-е годы, – считает Сергей Хоружников. – Я отдаю себе отчет в том, что школьники сейчас совсем другие, но это не должно так сильно отражаться на самом предмете. Есть масса новых вариантов обучения с использованием информационно-коммуникационных технологий. Ситуацию можно изменить решениями «сверху», главное, чтобы они были связаны с улучшением методик преподавания и подготовки школьных учителей».

Министр образования и науки РФ Дмитрий Ливанов. Пресс-служба Минобрнауки России. http://минобрнауки.рф
Министр образования и науки РФ Дмитрий Ливанов. Пресс-служба Минобрнауки России. http://минобрнауки.рф
Плановое заседание координационной группы по реализации концепции состоялось в конце апреля 2015 года в Казани. Министр образования и науки РФ Дмитрий Ливанов отметил, что первые шаги для исправления ситуации уже сделаны – с начала года проведен ряд крупных всероссийских и межрегиональных мероприятий математической направленности. Директор Департамента государственной политики в сфере общего образования Минобрнауки Анастасия Зырянова также рассказала о том, что методической поддержке математического образования, повышению квалификации преподавателей и развитию математического таланта школьников теперь будет уделяться повышенное внимание. Также был составлен черновик рабочей программы по учебному предмету «Математика» для основной школы.

«В этом году школы страны будут использовать программу при разработке своих основных программ», – цитирует Анастасию Зырянову портал Минобрнауки.

Как отмечает заведующий кафедрой высшей математики Университета ИТМО Игорь Попов, математическое сообщество в целом поддерживает предложенную правительством концепцию. Однако точечные корректировки кардинальным образом ситуацию не изменят: чтобы образование было эффективным, требуется улучшить отношение к математической науке в целом.

«Методические материалы обновляются постоянно, и здесь не нужно что-либо менять авральным образом, – комментирует Игорь Попов. – Математика – это фундамент, она учит людей думать, и без нее любая другая наука становится просто собиранием фактов. Поэтому необходимо изменить ее положение в самой структуре образования».

По словам ученого, Министерству образования следует уделять больше внимания положению преподавателей. Здесь важна не только финансовая поддержка – в первую очередь необходимо работать над статусом учителя и повышать престиж профессии.

«В советское время наука и преподавание считались производительной силой, в школах и вузах производили знания и специалистов. Но в 90-е учителя стали продавцами образовательных услуг, – рассказывает заведующий кафедрой высшей математики. – Из-за идеологического изменения в эту сферу стало приходить меньше талантливых людей, в образовании практически нет представителей поколения, которому сейчас 35-45 лет. Это плохо, потому что теряется преемственность. Хочется верить, что действия правительства изменят ситуацию в лучшую сторону».

Архив по годам:
Пресс-служба