Как российским стартапам завоевать Европу

Специалист в области развития и масштабирования бизнеса малых инновационных предприятий в сфере IT Омар Мохут рассказывает об особенностях взаимодействия российских стартап-компаний с европейским рынком. Омар Мохут входит в Совет Директоров бельгийской организации Startups.be и играет важную роль в формировании бельгийского стартап-сообщества в качестве ментора и руководителя Акселерационной программы Sirris.be.

– Есть ли какие-либо особенности для российских стартап-компаний при выходе на европейский рынок?

– В Советском Союзе была сильная школа физики и математики, и сегодня это дает России некоторое преимущество в технологиях. Однако научные достижения ничего не значат, если никто о них не знает и не пользуется ими. Раньше было важным то, где базируется бизнес, было необходимо держаться поближе к рынку сбыта и встраиваться в экосистему. Но благодаря технологиям вы можете запустить веб-сайт и тем самым выйти на мировой рынок, вашими потенциальными клиентами становятся сразу 40% населения планеты. Кроме того, интернет дает возможность продемонстрировать российские технологии за рубежом и получить мнение о вашем бизнесе из-за границы. Стартап есть стартап, где бы он ни базировался – в РФ, США или Европе; люди из этой области говорят на одном языке, используют одинаковые подходы и решают одни и те же задачи.

– Достаточно ли хорошо российские стартаперы понимают европейский рынок, или мы умеем мыслить только в пределах своей страны?

– С моей точки зрения, у социальной и экономической систем России есть сильные и слабые стороны. К примеру, недалеко от Петербурга проходит граница с Финляндией. Это маленькая страна, в ней живут всего 6 млн человек, и если финский стартапер действительно хочет добиться успеха, ему приходится мыслить глобально. При запуске бизнеса в небольшой европейской стране всегда приходится думать как минимум обо всем регионе. Но здесь я часто вижу, что предприниматели в первую очередь думают только о России, и только потом – обо всем остальном мире. Крупный местный рынок – ваша сильная и одновременно слабая сторона.

В России развиты инженерные науки, здесь много высокообразованных и талантливых людей, но большинство из них не думают как бизнесмены. В Европе похожая ситуация: мы тоже не очень хорошо умеем коммерциализировать свои исследования и технологии. В США для этого гораздо более благоприятный климат, там каждый старается стать предпринимателем.

– Как мы можем повлиять на эту ситуацию?

– Я считаю, что Университет ИТМО уже совершает шаги в этом направлении: у вас есть свои бизнес-инкубатор и стартап-акселератор, вы развиваете международное сотрудничество. Таким и должен быть университет. И если так будут развиваться все вузы, вам удастся подготовить новое поколение предпринимателей, которое будет мыслить гораздо шире предшественников. Кроме того, нужны местные герои. Если ты студент, то вряд ли всерьез представляешь себя на месте главы крупной корпорации. Но если видишь, что кто-то за две недели написал приложение, и оно теперь стоит $10 000, то думаешь: «А ведь я тоже так могу». Для примера, Эстония – еще одна маленькая страна, но там есть местные герои, которые создали Skype и Pipedrive. Затраты на технологии сегодня очень невелики, и чем больше будет таких местных героев, тем больше людей втянется в стартап-движение. Вам просто нужно уделять им больше внимания. Отличная иллюстрация этого процесса – проект Telegram, он вдохновляет людей создавать похожие вещи.

– Какие трудности ждут тех, кто запускает стартап вдали от Петербурга и Москвы?

– Один из залогов успешной компании – быть частью экосистемы, которая включает в себя образование, инвесторов, менторов, прессу и так далее. Теоретически возможно основать стартап в Сибири и добиться успеха, но это довольно трудно. При этом невозможно сформировать благоприятный климат для инноваций в каждой российской деревне, но задачу можно решить созданием кластеров. Петербург – культурная столица России, здесь много креативных людей, и такая атмосфера замечательно способствует запуску бизнеса. Также здесь развита автомобильная индустрия, и я не вижу причин, почему бы не собрать автомобильные стартапы именно здесь.

– Что может принести потенциально больший доход: производство «железа» или программ?

– Разработка IT-решений базируется на трех вещах: программном и аппаратном обеспечении, а также данных. Пожалуй, Кремниевая долина – лучшее место для размещения бизнеса, если ваша компания специализируется на чистом ПО и развивает приложение, ориентированное на потребителя. Но комбинация всех трех компонентов позволяет создать гораздо более устойчивый продукт. Его будет сложнее скопировать, ему будет трудно составить конкуренцию, процесс защиты интеллектуальной собственности значительно упрощается. Кроме того, в этом случае лучше базироваться в Европе или России, потому что здесь шире доступ к релевантным знаниям и производственным мощностям, нежели в США.

Довольно значимым трендом сегодня является интернет вещей, и, опять же, он объединяет ПО, аппаратное обеспечение и данные. Если бы я запускал стартап в сегодняшней России, я бы развивал бизнес либо в области интернета вещей, либо отталкивался от того, какое производство здесь распространено.

Пресс-служба Университета ИТМО

Архив по годам:
Пресс-служба