Реформа образования: с чего начать?

Работодатели высказывают претензии: вузы и их выпускники не отвечают требованиям времени, и образовательная модель в России требует глобальной реформы.

На Апрельской экономической конференции ВШЭ президент Сбербанка Герман Греф заявил, что в период с 2000 до 2013 года государственные расходы на высшее образование в России выросли в 21 раз, однако вузы страны не составляют реальной конкуренции зарубежным учебным заведениям. Российские университеты не перешли к постиндустриальной системе экономики и контролируют только процесс обучения, а не его результат. В результате выпускники не готовы к эффективной работе и решению реальных задач.

«Сегодня система образования чувствует себя хорошо, получает огромные доходы и не хочет ничего менять, она не видит работодателя», – говорит Герман Греф.

Экономист считает, что российские образовательные учреждения защищают истину вместо создания новых ценностей. Системе образования необходима реформа, и сменить парадигму можно за шесть лет. Однако, как отмечает проректор по научной работе Университета ИТМО Владимир Никифоров, очередная реформа только системы высшего образования не принесет желаемых результатов: экономика страны не обеспечивает должного запроса на научные разработки, поэтому изменения должны быть более комплексными.

«Чтобы высшая школа и наука получили новый импульс для развития, перешли на более высокий уровень глобальной конкурентоспособности, должны произойти изменения в экономике и обществе, - отмечает Владимир Никифоров. - Запрос на новые разработки и квалифицированных специалистов со стороны промышленных предприятий и коммерческих структур должен быть гораздо выше. К сожалению, у нас пока не всегда прослеживается четкая зависимость между уровнем профессиональной подготовленности специалиста и его заработной платой».

По словам эксперта, ситуацию должен изменить переход от сырьевой экономики к экономике, основанной на знаниях: движение по этому пути позволит наполнить новым содержанием процессы обучения и исследований. Вопрос же подготовленности выпускников к реальной жизни помогут решить базовые магистерские кафедры при высокотехнологичных предприятиях – например, в Университете ИТМО работает 18 таких структур.

«На базовых кафедрах предприятия организовывают научные исследования, ставят практические задачи, – рассказывает проректор. – Студенты получают практические знания, а количество и объем заказов от предприятий позволяют судить о востребованности нашей работы на рынке».

Заведующий лабораторией «Метаматериалы» Павел Белов комментирует, что с позиций передовой науки в российских вузах царит благоприятная атмосфера: возможностей для молодых ученых сейчас гораздо больше, чем 15 лет назад.

«В университетах есть кафедры и подразделения, которые готовят студентов к тому, чтобы они занимались именно наукой, – рассказывает Павел Белов. – Готовят их неплохо, и сделано все, чтобы они занимались исследованиями. Но многие студенты не отдают себе отчет в том, что учеными не станут: я считаю, что в науку должны идти от силы 10-15% выпускников. Возможно, к компетенциям остальных 90% могут быть претензии».

Тем не менее, российской образовательной системе не хватает механизмов, повсеместно использующихся в продвинутых вузах мира, отмечает директор Института международного развития и партнерства Университета ИТМО Дарья Козлова. В частности, это касается оценки качества образовательных услуг потребителями.

«В американских и европейских университетах каждый курс заканчивается сбором обратной связи. Результаты влияют на решение о том, будет ли преподаватель и дальше читать этот курс, или необходимо что-либо изменить, – рассказывает Дарья Козлова. – Подобная система есть не во всех российских вузах, и в этой области есть потенциал для улучшения. В Университете ИТМО мы ставим и решаем задачу повышения и контроля качества образовательных услуг, в том числе в рамках Проекта 5-100».

По словам Дарьи Козловой, взаимодействие с зарубежными коллегами в российских университетах развито на приемлемом уровне: ведутся совместные научные исследования и образовательные проекты, поддерживается академическая мобильность. Однако методы преподавания не всегда соответствуют требованиям времени.

«Российские методы обучения не всегда подходят современному студенту. Я считаю, что важным этапом подготовки преподавателей является повышение квалификации за рубежом, стажировки в ведущих вузах Европы, Азии и США», – считает эксперт.

Пресс-служба Университета ИТМО

Архив по годам:
Пресс-служба