Трудоустройство выпускников: есть ли жизнь после вуза?

По данным Росстата, в 2014 году более половины выпускников российских вузов не работали по специальности. Большинство из них просто не смогли найти работу, удовлетворяющую приобретенным в университете навыкам. Чтобы изменить эту ситуацию, вузы предлагают студентам и выпускникам помощь в трудоустройстве, создавая специальные центры карьеры.

Статистика может одинаково свидетельствовать как о том, что выпускники конкретных вузов не востребованы на рынке труда, так и о неумении соискателей ориентироваться в базах вакансий. Эксперты кадрового рынка утверждают, что недостатка предложений для молодых специалистов нет: даже в кризисные годы компаниям нужны новые сотрудники. Поэтому в прошлом году Минобрнауки РФ добавило новый показатель оценки эффективности вуза – процент выпускников университета, которые устроились на работу. Данный критерий влияет и на международный рейтинг учебного заведения.

Все больше университетов организуют встречи с потенциальными работодателями, где специалисты рассказывают, как правильно оформить резюме и как вести себя на собеседовании. Однако такие мероприятия все еще являются редкостью для высшей школы.

«Многих удивит, что в отношениях “вуз-работодатель” более активной, готовой идти на контакт стороной является именно работодатель, – отмечает начальник Управления делового сотрудничества Департамента HRM Университета ИТМО Денис Жук. – До сих пор, когда мы обращаемся к компаниям, там удивляются, что мы сами проявляем инициативу».

В Университете ИТМО база партнеров, которые заинтересованы в выпускниках вуза, постоянно растет, пополняясь такими крупными игроками рынка, как аэропорт «Пулково», Mars, Дойче банк и другими. По словам директора Центра Careers Service Департамента HRM Дмитрия Руппеля, каждая новая организация – это не просто добавленная к общему списку строчка, а реальный партнер, готовый принять в штат выпускников вуза.

Популярными форматами диалога между бизнесом и студентом стали мастер-классы с приглашенными компаниями и массовые мероприятия в виде «Дня карьеры». Вуз организует площадку, где студенты знакомятся сразу с несколькими работодателями, узнают о требованиях рынка труда и участвуют  в семинарах по трудоустройству. В Университете ИТМО, где такое событие регулярно проходит раз в полгода, следующий «День карьеры» состоится 28 апреля. В 2015 году, помимо появления новых работодателей, улучшится система навигации по площадке мероприятия. Любой обладатель смартфона на базе iOS или Android сможет скачать специальное приложение, которое поможет ориентироваться в «зоне компаний» и при приближении к одной из них показывать всю актуальную информацию об организации и их предложениях.

На базе подразделений вузов, предлагающих студентам помощь в трудоустройстве, проводятся инициативы по составлению так называемых кадровых банков, куда входят успешно завершившие обучение выпускники. Центр Careers Service Департамента HRM в Университете ИТМО шагнул дальше, создав портал вакансий, где студенты и выпускники могут разместить свои резюме, а компании – информацию о вакансиях, практиках и оплачиваемых стажировках. Новой системой, которая будет анонсирована в рамках «Дня карьеры», уже интересуются другие вузы. Часть вакансий программа собирает с порталов SuperJob и HeadHunter, другая часть контента поступает от выпускников университета.

«Многие выпускники вуза стали руководить собственными компаниями и ежегодно предлагать рабочие места, – рассказывает начальник Департамента HRM Станислав Кушелев. – По итогам последнего съезда Ассоциации выпускников мы выявили потенциальных работодателей, которые готовы сотрудничать и хотят видеть в своей компании молодых специалистов из своей альма-матер».

Эксперты считают, что центры карьеры в российских вузах должны отойти как от формата локальных филиалов биржи труда, так и от советской традиции «распределения». Система помощи в трудоустройстве студентов и выпускников должна носить характер долговременного проекта.

«Важно побуждать студентов к мыслям о будущей карьере с ранних лет обучения. Посещение мастер-классов, встреч с потенциальными работодателями, участие в летних практиках поможет им накопить необходимый список компетенций для успешного трудоустройства и понять, какая область работы наиболее интересна и перспективна. Идеальный результат работы центра карьеры любого вуза, к которой стремится Careers Service, это когда студент к моменту выпуска уже не нуждается в помощи вуза: у него есть несколько отличных предложений о трудоустройстве, и дело остается за малым – сделать окончательный выбор», – подводит итог Денис Жук.

Пресс-служба Университета ИТМО

Архив по годам:
Пресс-служба