Сделать мир лучше: опыт социального предпринимательства в России и США

Идеи социального предпринимательства все шире распространяются в России. Ведущие корпорации адаптируют бизнес-подходы для решения социальных задач, на рынке труда востребованы специалисты, имеющие опыт изменения локальной среды в лучшую сторону. В чем разница между иностранными и отечественными практиками обучения социальному проектированию, выяснила делегация Университета ИТМО, посетившая Калифорнийский университет в Лос-Анджелесе (UCLA).

Цель социального предпринимательства – поиск решения или смягчение проблем общества. В России достаточно некоммерческих организаций (НКО) и реализованных социальных проектов, однако, как отмечает директор Центра социального проектирования и предпринимательства факультета технологического менеджмента и инноваций (ФТМИ) Университета ИТМО Андрей Зленко, чаще всего разработку идей не доверяют студентам, предпочитая им специалистов. Хотя за рубежом формирование социально ответственного общества начинается еще в высшей школе, на ранних курсах колледжа или университета.

«Студент, знающий, что такое социальное проектирование и почему это важно, занимается этим и в дальнейшем. Так создается общество людей, где все развивают социальные инициативы только потому, что хотят сделать мир чуть лучше», – комментирует он.

В UCLA эти идеи продвигает специальное подразделение – Академия социального проектирования. Сюда может прийти любой универсант, рассказать о своей задумке, сформировать команду и получить экспертную и ресурсную поддержку.

«Мы поучаствовали в одном из практических занятий в Академии, – рассказывает Андрей Зленко. – К разделенным на команды ребятам присоединились инвесторы, которые доработали бизнес-планы вместе со студентами, оценили их, предложили помощь в реализации. Это напоминает развитие стартапа, только в социальной сфере. И, признаться, американские некоммерческие организации, которые хотят взаимодействовать с вузом, выстраиваются в очередь, их даже выбирают на конкурсной основе. У нас такого ажиотажа, к сожалению, не наблюдается».

Причины этого Андрей Зленко видит в том, что в России практически отсутствует опыт взаимодействия некоммерческих организаций со студентами. Подобные инициативы существуют в московской Высшей школе экономики и Высшей школе менеджмента СПбГУ, однако этого недостаточно для массового привлечения бизнеса к работе с молодежью.

В остальном, по словам Андрея Зленко, социальные инициативы в Америке мало отличаются от подобной деятельности в нашей стране: тематика проектов схожа, акцент на работе с социально незащищенными слоями общества делают в обеих странах. Разница лишь в продвижении культуры социального предпринимательства: точечное проявление такой активности в России пока уступает массовой вовлеченности в социальные проекты в Америке.

Доктор экономических наук Марина Макарченко представила перед профессиональным сообществом в Калифорнийском университете программу по основам социального проектирования. Руководство Университета ИТМО организует коворкинг-зону, где студенты смогут работать над своими идеями и получат экспертную помощь.

«Поездка в UCLA показала, что развитие социальной ответственности – одно из необходимых условий для становления университета как глобального игрока. Наши проекты – конкурс "Ты нужен людям!" и фестиваль социального предпринимательства – демонстрируют понимание университетом своей роли в социально-экономическом пространстве России и мира», – резюмирует возглавивший российскую делегацию декан ФТМИ Филипп Казин.

В июне 2015 года в Санкт-Петербурге будет проведен Международный фестиваль социального предпринимательства. В фестивале, который будет включать в себя образовательную программу, примут участие студенты и преподаватели из вузов Америки, Китая, Индии, ЮАР, Бразилии и России.

Пресс-служба Университета ИТМО

Архив по годам:
Пресс-служба