Компания Prixel – итог кандидатской диссертации аспирантки Университета ИТМО Любови Черевань. В рамках своей работы она изучала техники визуализации живописи на экране. Для ее правильного сканирования и цифрового отображения поверхности картины, необходимо учитывать множество ее характеристик: цвет, блеск, поверхностное рассеивание и, конечно, рельеф. В процессе исследования у девушки возник вопрос, с которым она в 2012 году обратилась к своему сокурснику Кириллу Авдееву: а можно ли напечатать изображение с рельефом? Так зародилась идея для стартапа, и началась работа над созданием технологии правильного сканирования, а потом и рельефной печати.

«Изначально мы не планировали печатать картины, – рассказывает Кирилл Авдеев, генеральный директор компании Prixel, выпускник естественнонаучного факультета Университета ИТМО. – В первую очередь мы подумали о персонифицированных сувенирах, например, рельефных фотографиях, магнитах и так далее. Когда мы участвовали в SUMIT, стартап-школе при Университете ИТМО, эта идея была для нас ведущей, но после того, как мы стали резидентами венчурного фонда и стартап-акселератора iDealMachine, то переключились на живописные полотна».

Уникальность производства заключается в разработанной Кириллом технологии, позволяющей реконструировать 3D-модель поверхности оригинальной картины, используя массив фотографий, который преобразуется в специальный формат печатных слоев. Далее благодаря авторскому программному обеспечению на обычном широкоформатном UV-принтере, которые есть во многих типографиях, можно печатать рельеф путем многослойного нанесения фотополимерных красок. Время производства одной картины – около 40 минут. Сегодня число проданных рельефных реплик превышает тысячу. Их продажи начались в марте 2014 года. В галерее компании – копии Винсента Ван Гога, Уильяма Тернера, Клода Моне.

«Но наша технология позволяет создавать рельеф не только на основе реальных и отсканированных предметов. Макет рельефного изображения, в том числе, можно создать собственноручно в программе Photoshop. Поэтому объемной может стать любая плоская картинка», – комментирует Валентина Гришина, директор по маркетингу компании Prixel.

Это позволило компании в ноябре 2014 года запустить еще одно направление. «Видеть руками» – новая разработка на рынке тактильных технологий восприятия для слабовидящих и слепых людей. Это 3D-изображения, главная идея которых помочь слепому или слабовидящему человеку в восприятии окружающего мира искусства. С помощью картин Prixel для людей с ограниченными возможностями стало возможно получить первые тактильные представления о живописных произведениях. В целом технология печати таких изображений повторяет создание реплик картин. Только в данном случае рельеф создают не мазки, а основные предметы на изображении, которые могут «увидеть руками» слепые или слабовидящие люди.

«В этом направлении мы активно сотрудничаем с Библиотекой для слепых и слабовидящих в Санкт-Петербурге, – делится Валентина Гришина. ­– Наш первый совместный проект – небольшая книжка с адаптированными рельефными иллюстрациями к произведениям Михаила Юрьевича Лермонтова. Рельеф для этих картинок придумывали не мы, а специалисты библиотеки под нашим руководством. Это позволило «читателям» на ощупь определять границы, форму, фактуру значимых изображений. Так слабовидящие могут лучше понять картинку. Кроме этого, нами была создана рельефная поздравительная новогодняя открытка для Фонда поддержки слепоглухих «Со-единение». Изображенная на ней картина была нарисована слабовидящим художником».

Притом что в настоящий момент печать и продажа реплик живописных картин – основное направление деятельности, останавливаться на нем сотрудники компании не хотят. Ведь Prixel в первую очередь технологичная компания, в основе которой лежит создание технологии сканирования и рельефной печати. Кстати, запросы на покупку, не только картин, но и самой технологии уже не раз поступали от зарубежных компаний. Причины тому – отсутствие аналогов на мировом рынке.

«В целом сейчас в мире прослеживается огромная тенденция по развитию 3D-печати, но есть много и нерешенных проблем, одна из которых печать цветом. Например, ни один 3D-принтер не обеспечивает такого качества цветной печати, которое есть у нас. Но мы не можем печатать объемные фигуры, мы можем печатать только рельеф. У нас уже есть идеи, как это исправить, но пока только на уровне обсуждения. Поэтому я думаю, что какое-то время наша компания точно будет занимать хорошую позицию на рынке 3D-печати. К тому же проект стоит на стыке нескольких сфер деятельности, а это значит, что у нас много путей дальнейшего развития: трехмерная графика, сканирование, 3D-печать. Это говорит о том, что наша позиция в технологическом плане не бесперспективная», – подводит итог Кирилл Авдеев.

Пресс-служба Университета ИТМО