Университет – драйвер развития города

24 октября состоялась открытая дискуссия «Гайд-парк» о городском транспорте, в которой приняли участие специалисты и эксперты в сфере городского транспорта и технологий, а также представители высшей школы.

24 октября состоялась открытая дискуссия «Гайд-парк» о городском транспорте, в которой приняли участие специалисты и эксперты в сфере городского транспорта и технологий, а также представители высшей школы.

Открытые дискуссии «Гайд-парк» – это новый проект Интернет-газеты «Бумага», главный принцип которого – участие в обсуждении принимают все присутствующие. Любой гость вправе задать вопрос спикерам или просто высказать свои предложения или соображения. Первая встреча была посвящена теме городского транспорта Санкт-Петербурга, его развитию и проблемам. В качестве экспертов выступили координатор движения «Красивый Петербург» Стив Каддинс, технический директор филиала «МТС Северо-Запад» Дмитрий Смирнов, региональный представитель компании «Яндекс», создавшей мобильное приложение «Яндекс.Транспорт», Юрий Белоусов, а также сооснователь «Школы городских трансформаций» Университета ИТМО Михаил Климовский.

Юрий Белоусов На сегодняшний день в Санкт-Петербурге много проблем, касающихся транспорта: это и уже достаточно «состарившийся» автопарк, и плохо оборудованные остановки, и в целом устаревшая транспортная модель города. Никто из присутствующих не отрицал, что решить эти проблемы необходимо как можно скорее, однако пути решения предлагались различные. Например, ООО «Яндекс», по словам Юрия Белоусова, хочет, чтобы люди просто были счастливее, поэтому предлагает пользователям приложение «Яндекс.Транспорт», благодаря которому обладатели смартфонов могут отслеживать в режиме онлайн движение городского транспорта и, соответственно, рассчитывать примерное время ожидания. В ответ часть аудитории возразила: а как быть пожилым людям, некоторые из которых подобные гаджеты в руках не держали? И тогда участники обратились к теме обустройства «умных» остановок.

 Михаил Климовский
Михаил Климовский
По мнению Михаила Климовского, современная остановка транспорта должна быть не просто «коробкой» для ожидания, она может предлагать горожанам целый комплекс услуг: начиная от информации о городской инфраструктуре и транспорте до возможности заплатить за телефон и попить кофе. Большинство петербуржцев уже знают о европейской практике использования электронного табло в информативных целях и недоумевают, почему подобного до сих пор нет в самом европейском городе России. Михаил Климовский, директор магистерской программы «Дизайн городских экосистем», рассказал собравшимся о сложностях с реализацией данной функции в Санкт-Петербурге: во-первых, длительный процесс согласования проекта с городскими властями, а во-вторых, отсутствие условий для его реализации. В Петербурге из 1700 остановочных павильонов только 200 электрифицированы. Но с этой трудностью удалось справиться резидентам бизнес-инкубатора Университета ИТМО. Уже сегодня созданное ими электронное табло, работающее автономно на солнечных батареях, тестируется на пяти остановках Санкт-Петербурга и на десяти московских. Михаил Климовский подчеркнул, что Университету ИТМО есть что предложить городу, но последнее слово все же остается за правительством.

Электронное транспортное табло не единственный проект студентов вуза, направленный на улучшение ситуации в городе. В частности, около года назад студентами Университета ИТМО и резидентами бизнес-инкубатора QD во Фрунзенском районе были развешены таблички с QR-кодами. В ссылках были зашифрованы данные о том, как скоро прибудет следующий нужный автобус. Информацию сервис собирал с «Транспортного портала Петербурга».

«Сейчас мы активно развиваем сотрудничество с московским Научно-исследовательским институтом автотранспорта, – рассказывает Михаил Климовский. – Мы совместно провели уже одну конференцию и еще две проведем в этом году. Все они посвящены организации в России современного транспортного комплекса, а также технологиям, связанным с развитием и оптимизацией мобильности, изучением перемещения людей в городе. Итогом всей этой работы может стать разработка всероссийского хендбука, посвященного лучшим моделям развития транспортного комплекса. К этому проекту мы бы хотели привлечь многих российских и зарубежных экспертов».

Присутствующие обсудили также проект студентов-магистрантов Школы городских трансформаций, которые летом этого года создали концепцию превращения набережной Обводного канала в зону отдыха. Участок протяженностью примерно в один километр предлагалось разбить на несколько функциональных зон: игровую, арт, чилаут, кино и спорт, а дорогу оставить только для общественного транспорта и мотоциклистов. Проект до сих пор носит лишь учебный характер, но авторы были бы рады его реализовать. В числе разработок на пользу города и проект комплексного развития Кронштадта «Kronstadt Vision 2040», созданный участниками магистерской программы «Дизайн городских экосистем» Школы городских трансформаций Университета ИТМО. Специалистами после изучения специфики городской среды города было подготовлено около пяти различных сценариев развития района: «город-университет», «город-порт», «город-хаб», «город третьего возраста» и «город Детройт». Все концепции обсуждались с представителями власти, бизнеса и университетского сообщества, а также ведущими российскими и зарубежными экспертами в области урбанистики.

«Этот проект еще в процессе, – продолжает Михаил Климовский. – Нами было проведено исследование по формированию некоего видения стратегии, но его внедрение в жизнь – это уже более сложный этап, который зависит не только от университета, хотя инициатива исходила именно от него. Сейчас мы запустим еще одно исследование совместно с рядом вузов, задача которого – определить модель взаимодействия города и университета».

Сегодня, по мнению эксперта, функционал вузов не используется полностью, особенно это касается большого количества объектов недвижимости. Учебные заведения должны больше интегрироваться в городскую среду: «Сегодня университеты должны функционировать по-другому, а не «от звонка до звонка». И эти изменения внутри вузов во многом будут «драйвером» развития всего города. Петербург уже перешел на некий новый этап, этап экономического роста, который сначала поддерживался развитием девелоперского бизнеса, а теперь крупными промышленными компаниями. В настоящее время город находится в новой фазе, связанной с развитием экономики знаний. И если мы хотим, чтобы Санкт-Петербург попал в число глобальных конкурентоспособных городов, изменение модели взаимодействия «университет – город» может стать существенным преимуществом».

Как отметил представитель Университета ИТМО, главное – это стремление к повышению роли самого университета как субъекта в процессе городского планирования. «Мне кажется, это будет как раз тот вклад, который значительно может увеличить понимание значимости вузов в развитии всего города, – подчеркивает Михаил Климовский. – Например, есть такие показатели, как развитие экономики знаний, увеличение человеческого капитала, но нигде не сказано, как конкретно университет как субъект может в этом процессе участвовать. Мы хотим на примере своего вуза показать, как это должно быть».

Дискуссия «Гайд-парк» длилась около двух часов, в течение которых участники делились мнением, рассказывали о своем опыте, предлагали идеи и проекты. И несмотря на разность подходов, все выступавшие были едины в главном – городской транспортной системы нужна модернизация, и драйвером этого обновления должны стать именно университеты.

Пресс-служба Университета ИТМО

Архив по годам:
Пресс-служба