25 сентября 2014 года на базе Университета ИТМО прошел семинар, посвященный вопросам формирования международных рейтингов университетов и поиску возможностей для улучшения позиций российской высшей школы в мировом образовательном сообществе. Участие в мероприятии приняли эксперты Европейской ассоциации университетов (EUA).

Несмотря на камерную обстановку и небольшое количество участников, темы, обсуждаемые на семинаре, важны для всей мировой образовательной системы. На сегодняшний день рейтинги имеют большое значение для развития высшего образования во многих странах. Программы по повышению конкурентоспособности университетов среди ведущих мировых вузов открыты уже не только и России, но и в Китае, Франции, Японии и многих других странах.

Лесли Уилсон, генеральный секретарь Европейской ассоциации университетов «Примерно 10 лет назад после публикации рейтинга лучших вузов, составленного Шанхайским университетом, возник вопрос о влиянии этого списка на высшее образование, – комментирует Лесли Уилсон, генеральный секретарь Европейской ассоциации университетов. – У нас в университете сразу же возникла очень активная дискуссия о важности рейтингов – насколько это хорошо или плохо. Но, безусловно, мировые рейтинги являются сегодня частью единого процесса развития высшей школы, наблюдаемого во всем мире».

Бесспорно, желание быть в списке лучших помогает вузам определить приоритетные цели и задачи, достижение которых будет способствовать повышению конкурентоспособности. Но действительно ли международные рейтинги вузов показывают настоящее положение дел в сфере мирового высшего образования? По мнению Майкла Гаэбеля, главы комитета по стратегическому развитию высшего образования Европейской ассоциации университетов, очень сложно считать списки лучших вузов действительно объективными. «Например, один из показателей оценки – наличие в вузе нобелевских лауреатов. В таком случае можно в одном вузе собрать кучку престарелых обладателей нобелевской премии – и все, больше не нужно ничего делать! А в другом вузе таких лауреатов не будет, зато уровень преподавания – значительно выше. И как это оценить? Объективность – вот главная тема при обсуждении рейтингов».

Майкл Гаэбель, глава комитета по стратегическому развитию высшего образования Европейской ассоциации университетов
Майкл Гаэбель, глава комитета по стратегическому развитию высшего образования Европейской ассоциации университетов
Поэтому, стремясь добиться репрезентативных данных, группа ученых во главе с Франком Цигеле решила разработать собственную рейтинговую систему, которая смогла бы отразить реальное положение дел в мировом высшем образовании. В рейтинге U-Multirank представлена информация о более чем 850 высших учебных заведениях из 74 стран, 1000 специальностей и 5000 учебных программ. У новой разработки есть большое преимущество перед уже существующими рейтингами. Ведь U-Multirank – это именно программа, позволяющая пользователю, при изучении списка вузов, самостоятельно задавать те критерии, которые интересует именно его, и получать искомый результат. Еще одна положительная сторона новой методики заключается в возможности сопоставления вузов только одного типа, например, по специальности «машиностроение» или «экономика предприятий». Это позволит пользователям понять ситуацию в конкретной области, а не довольствоваться общими сведениями. Работая над рейтингом, ученые сравнивали вузы по 31 индикатору, которые были объединены в пять категорий: научная репутация вуза, качество обучения и учебной среды, международная направленность, передача знаний и региональная активность. Проект был запущен только в 2014 году, и сейчас разработчики продолжают собирать информацию о разных университетах мира. Свою заявку подал и Университет ИТМО.

«Идеи, которые заложены в основе U-Multirank, отличаются от тех, которые заключены в других рейтингах, – рассказывает ректор Университета ИТМО Владимир Васильев. – Мне кажется, что идеи U-Multirank более прогрессивны. На мой взгляд, это очень правильно, что данная программа позволяет посмотреть и проанализировать, в какую сторону развивается тот или иной университет».

Стивен Хаген, проректор по управлению изменениями Университета ИТМО Эксперты призывают все же не отвергать уже сложившуюся систему мировых рейтингов, так как нет сомнений в том, что она помогла высшей школе многих стран выйти на новый уровень: система образования стала более прозрачной, вузы – независимыми, поднялся уровень исследований в университетах. Например, в России к работе стало привлекаться больше зарубежных ученых, учреждено множество правительственных программ, направленных на развитие системы образования, и в итоге появилась возможность организовывать подобные семинары с участием международных специалистов в области образования.

«Встреча с ведущими мировыми экспертами – шанс для нас заявить о себе, возможность рассказать о том, что нас интересует или беспокоит. Вот почему участие в подобных мероприятиях важно для Университета ИТМО и всей российской высшей школы», – подчеркнул Владимир Васильев.

Пресс-служба Университета ИТМО