Перед учеными стояла задача при помощи суперкомпьютеров смоделировать динамику мегаполиса с населением не менее 1 млн человек и воспроизвести дорожную инфраструктуру с сотней тысяч транспортных единиц.

— Мы должны были смоделировать движение общественного транспорта в реальном времени и в ускоренном режиме, чтобы спрогнозировать возможные изменения транспортных маршрутов и предоставить необходимый набор данных для принятия решения, — говорит Алексей Духанов, к.т.н., доцент кафедры высокопроизводительных вычислений.

Над исследованием работало около 10 сотрудников Института наукоемких компьютерных технологий (подразделение НИУ ИТМО) от инженеров до профессорского состава. Работы начали в марте этого года, а первый экспериментальный образец получили в середине августа.

Примером аналогичного проекта могут послужить популярные интернет-сервисы для прокладки маршрутов. Впрочем, в таких системах наблюдение за движением ведется, как правило, он-лайн. Прокладка маршрута осуществляется исходя из текущей обстановки, и трафик не прогнозируется, или прогнозируется с использованием статистических методов.

В отличие от них новая разработанная модель осуществляет прогнозирование с использованием методов прямого моделирования, и позволяет предсказать редкие, но тяжелые дорожные ситуации, против которых статистика практически бессильна.

— Если мы будем пользоваться текущими данными, мы можем не учесть, что где-то может образоваться затор или резко возрастет интенсивность движения транспорта. В нашем случае вырабатывается прогноз до трех часов с различными внештатными ситуациями, — говорит Алексей Духанов.

«Санкт-Петербургский вестник Высшей школы»