Петербургским пробкам добавили интеллекта

Петербургские ученые разработали модель, которая дает прогноз изменения дорожной ситуации в центральных районах города.

Научно-исследовательскую работу под названием «Технологии экстренных вычислений в задачах планирования и диспетчеризации маршрутов наземного общественного транспорта» ученые Санкт-Петербургского национального исследовательского университета информационных технологий, механики и оптики выполняли в рамках заказа Минобрнауки специально для Петербурга. Экспериментальные исследования были проведены для Петроградского района и Васильевского острова.

Перед учеными стояла задача при помощи суперкомпьютеров смоделировать динамику мегаполиса с населением не менее 1 млн человек и воспроизвести дорожную инфраструктуру с сотней тысяч транспортных единиц.

 Мы должны были смоделировать движение общественного транспорта в реальном времени и в ускоренном режиме, чтобы спрогнозировать возможные изменения транспортных маршрутов и предоставить необходимый набор данных для принятия решения,  говорит Алексей Духанов, к.т.н., доцент кафедры высокопроизводительных вычислений.

Над исследованием работало около 10 сотрудников Института наукоемких компьютерных технологий (подразделение НИУ ИТМО) от инженеров до профессорского состава. Работы начали в марте этого года, а первый экспериментальный образец получили в середине августа.

Примером аналогичного проекта могут послужить популярные интернет-сервисы для прокладки маршрутов. Впрочем, в таких системах наблюдение за движением ведется, как правило, он-лайн. Прокладка маршрута осуществляется исходя из текущей обстановки, и трафик не прогнозируется, или прогнозируется с использованием статистических методов.

В отличие от них новая разработанная модель осуществляет прогнозирование с использованием методов прямого моделирования, и позволяет предсказать редкие, но тяжелые дорожные ситуации, против которых статистика практически бессильна.

 Если мы будем пользоваться текущими данными, мы можем не учесть, что где-то может образоваться затор или резко возрастет интенсивность движения транспорта. В нашем случае вырабатывается прогноз до трех часов с различными внештатными ситуациями,  говорит Алексей Духанов.

«Портал ОК-информ»

Архив по годам:
Пресс-служба