На открытии конференции состоялась церемония подписания соглашения о сотрудничестве между ИТМО и Русским музеем. Учёные университета предлагают для применения в Русском музее такие разработки, как лазерная очистка скульптур, создание трёхмерных цифровых копий живописи, методы дистанционной идентификации музейных ценностей и др.

Владимир Гусев, директор Русского музея подтвердил необходимость и перспективность IT-технологий в музейной деятельности: «10 лет назад мы начинали программу создания виртуальных филиалов. На данный момент их насчитывается 130».

Ректор НИУ ИТМО Владимир Васильев напомнил, что вуз уже сотрудничает с Александринским театром. ИТМО участвовал в создании театрального медиацентра как места для театральных экспериментов и инновационных разработок. Ректор напомнил также, что в сотрудничестве с Академией театрального искусства создана магистерская программа «Мультимедиатехнологии в искусстве театра, кино и телевидения», в которой совместно действуют режиссёр и технические специалисты.

Историки считают, что искусство родилось раньше науки, затем эти способы познания мира своими методами в отдельности стали способствовать развитию человека. Искусство сопровождает становление духовного, творческого начала в человеке, наука же содействует освоению знаний, расширению сознания. Оба предоставляют человеку доступ к общему интеллектуальному достоянию человеческой цивилизации.

Однако развитию нынешней западной цивилизации свойственна прерывистость. Например, с приходом Возрождения наука, с её устремлённостью в будущее, стала играть большую роль, чем искусство в развитии человека. Современный период глобальной информатизации также имеет свои особенности. С одной стороны, человеку кажется, что он получил абсолютный доступ к достижениям культуры, а с другой — всё более отделяемый от реальности жизни, он перестаёт заботиться о сохранности культурного наследия.

Участники конференции обсуждали две основные темы. Первая касалась использования инновационных технологий для сохранения памятников культуры, начиная от объектов архитектуры и живописи до голосов великих актёров прошлого. Вторая посвящена новым подходам к созданию арт-объектов и перформансов в цифровом пространстве, лазерному театру и т. д. Такие технологии актуальны не только в развлекательном контексте, но и в социально-значимых направлениях.

Выступающие говорили о новом алгоритме сотрудничества науки, образования и музеев, театров, библиотек и других учреждений культуры. Приводились примеры использования современных технологий в реконструкции и воссоздании элементов культуры прошлого. Например, сегодня уже можно вновь услышать в хорошем звучании голоса певцов и актёров прошлого; восстановить целиком артефакты по мелким фрагментам, фотографиям; создать 3D-модели утерянных памятников старины и передать их для широкого ознакомления в вузы и библиотеки, где теперь имеются видеосистемы.

«Великая эпоха»