– Греческий институт голографии основан в 1987 году. Почти тридцать лет вы занимались развитием этих технологий в вашей стране, а теперь сотрудничаете и с Россией. Почему вы выбрали именно Санкт-Петербург?

– Ваш город является исторической родиной оптической голографии. Ведь именно здесь жил и работал ее основоположник Юрий Николаевич Денисюк. И то, чем мы занимаемся с коллегами из Университета ИТМО, – прямое продолжение его работы. Наши «оптические клоны» (OptoClones) – ничто иное, как голограммы профессора Денисюка, только усовершенствованные. Во времена Юрия Николаевича все голограммы были монохромными, а наши объекты – разноцветные. К тому же Санкт-Петербург считается культурной столицей России и является одним из самых красивых городов Европы. Хотелось бы, чтобы его музейные сокровища, исторические реликвии стали более доступны людям благодаря современным технологиям.

В том, что мы сейчас работаем с петербургским музеем «Фаберже», не последнюю роль сыграл наш надежный партнер – Университет ИТМО. Это вуз, который стремительно развивается и уже вошел в число ведущих мировых учебных заведений. Здесь проводятся интереснейшие междисциплинарные исследования не только с российскими, но и с зарубежными партнерами.

– Как давно вы сотрудничаете с Университетом ИТМО?

– Наше сотрудничество началось несколько лет назад. Тогда нас очень заинтересовал «Музей оптики», который курирует Сергей Стафеев, декан естественнонаучного факультета. У нас сразу сложились дружеские отношения. Вскоре мы подписали меморандум о взаимопонимании и приступили к реализации совместных проектов. Один из самых значительных – выставка Light Mysteries, которую Греческий институт голографии и Университет ИТМО совместно организовали в Национальном историческом музее города Ираклион (о. Крит) в 2013 году. Это была выставка не только голографических изображений, но и оптических иллюзий, трехмерного видео. Кроме того, у нас есть общий партнер – Фонд исследований и технологий Крита. Многие лаборатории Университета ИТМО сотрудничают с этим фондом, реализуя различные наукоемкие проекты.

– На каком этапе реализации находится ваш новый проект?

– С момента подписания соглашения о партнерстве между музеем «Фаберже», Греческим институтом голографии и Университетом ИТМО в сентябре прошлого года мы уже второй раз приезжаем в Санкт-Петербург. В ходе первого визита был уточнен план работы. Необходимо было выяснить с директором музея «Фаберже» Владимиром Воронченко, какие именно экспонаты мы будем клонировать. Не менее важный вопрос – освещение готовых голограмм. Наши «оптические клоны» будут путешествовать по всему миру, а значит, система их освещения должна легко адаптироваться к любым музейным площадкам. В этот раз с нами приехал Андреас Саракинос, научный директор нашего института, от которого во многом зависит техническая сторона реализация проекта.

Сейчас мы готовим к отправке в Санкт-Петербург разработанное нами уникальное оборудование. Примерно в конце февраля оно будет доставлено, что позволит нам перейти непосредственно к созданию экспонатов. Совместно с сотрудниками лаборатории изобразительной голографии, другими специалистами Университета ИТМО мы начнем фотографировать объекты. Уже в начале марта у нас будет несколько готовых «оптических клонов». А в начале июля, в рамках выставки Magic of light, их смогут посмотреть петербуржцы и гости Международного симпозиума по изобразительной голографии (ISDH).

– Можно ли назвать вас первопроходцами в создании голограмм произведений искусства?

– Напомню, что попытки запечатлеть часть эрмитажной коллекции в виде голограмм предпринимались в Санкт-Петербурге еще в советское время. Однако голограммы были одноцветными, а значит, не могли полностью передать красоту произведения искусства. Так что, если мы не новаторы, то уж точно – революционеры. Наша цель – показать возможности современной голографии. Ведь цветные «оптические клоны» могут быть полезны не только как выставочные экспонаты. У голограмм есть важная функция – фиксирование изображения, сохранение его в историческом виде. Время идет, произведения искусства стареют. Голографические технологии XXI века способны продлить им жизнь, запечатлев картины и скульптуры в трехмерном пространстве и максимально реалистичном виде. Что лучше – рассматривать плоские картинки утраченных произведений искусства в учебниках или видеть их объемные клоны? Надеюсь, выставка поможет ответить на этот вопрос.

Пресс-служба Университета ИТМО