16 июля 2014 года в Университете ИТМО состоялась лекция Наима Зафара, бизнес-консультанта и профессора Бизнес-школы Калифорнийского университета в Беркли (США), посвященная вопросам инновационного предпринимательства и организации стартапов в университетских центрах.

В рамках программы мероприятий летней стартап-школы SUMIT 2014, организованной бизнес-инкубатором Университета ИТМО, с лекциями выступают лучшие мировые специалисты и эксперты в области технологического предпринимательства. Одним из первых иностранных спикеров стал бизнесмен из Кремниевой долины Наим Зафар.

Самой известной разработкой предпринимателя стал TouchID. Этот проект был готов к реализации в 2007 году, но лишь спустя семь лет, после нескольких сделок купли-продажи, технология, внедренная в IРhone 5S, увидела свет.

На открытой лекции профессор рассказал гостям о семи шагах по созданию успешного стартапа, шести качествах настоящего предпринимателя и десятках проблем, которые возникают на пути к успеху. 

Что такое «предпринимательство» по вашему мнению?

– Предпринимательство – это образ мысли. Могу привести наглядный пример из личного опыта. У меня была идея, на реализацию которой не хватало денежных средств. В Кремниевой долине я искал пустое здание для рабочего места. И я нашел такое, но оно охранялось одним человеком. У него я узнал, кто владелец здания. Я пришел к владельцу и спросил: «Почему бы вам не сдать это здание в аренду нам бесплатно? Нам не нужен ваш охранник. Мы можем нанять другого за наши деньги. Таким образом, вы сможете не тратиться на это». И он сдал нам в аренду здание. Вот это и есть пример предпринимательского мышления, которое заключается в поиске выгоды для всех участников сделки: владелец сохранил свои деньги, а мы получили бесплатное рабочее место. Такой образ мысли подходит как для больших, так и для маленьких компаний.

Как обычный студент может понять, что он будущий предприниматель, и каковы характеристики настоящего предпринимателя?

– Каждый человек начинает бизнес по каким-то причинам. У предпринимателя должна быть серьезная мотивация. Получение прибыли – это слабый мотив. В большинстве случаев предприниматель много работает и получает за это какие-то деньги. Но стартапы делаются не для прибыли. Ведь предпринимательство – это образ жизни. Предпринимательство заставляет думать о том, с кем ты готов работать и насколько ты готов выкладываться. Если ваш мотив, например, – доказать что-то своим родителям, показать им, что вы лучший, в этом случае мотивация гораздо сильнее, и у вас появляется шанс на успех.

На мой взгляд, очевидные качества настоящего предпринимателя – ответственность, трудолюбие и креативность. Однако мне кажется, что самое главное в успешном бизнесе – уверенность в своих действиях. Если у вас нет этой уверенности, то вас легко сбить с толку – вы как будто маленькая лодка в огромном океане, которая меняет направление движения в зависимости от течения или ветра. Такое непостоянство вызывает недоумение у членов вашей команды. И вот тогда возникает вопрос природы вашей уверенности: исходит она из знания потребителя и рынка или из собственного упрямства?

Другим важным качеством бизнесмена является способность принимать решения «в условиях недостаточной видимости». Что это значит? Большинство решений будут приняты вами в условиях недостатка времени и ресурсов. Крупные компании медлительны в этом смысле, потому что у них нет права на ошибку. Ведь одно неправильное решение корпорации может стоить миллионов долларов. Но у частных предпринимателей нет возможности ждать.

Знакомы ли вы с российскими студентами-предпринимателями?

– Да, у меня есть несколько знакомых студентов из России. У них много интересных идей. В будущем они могут быть востребованы как в США, так и в России. Мне кажется, что кто-то из них даже учится в Университете ИТМО, знаменитом на весь мир своими программистами.

Тема образования в сфере предпринимательства и инноваций вам близка. Университет ИТМО участвует в программе повышения конкурентоспособности российской высшей школы на мировом уровне. Назовите несколько ключевых факторов, которые, по вашему мнению, влияют на рейтинг того или иного университета.

– Самое главное, на мой взгляд, дать возможность молодым людям, мыслящим одинаково, начать совместную работу. Не нужно порой никого учить, необходимо просто дать помещение с техническими возможностями, и студенты сами поймут, что им интересно.

Есть четыре составляющие предпринимательского успеха на университетском уровне: метод преподавания, возможность для финансирования стартапов, налаженные взаимоотношения с государственными институтами, которые способны оказать поддержку студенческим инициативам, и система наставничества и передачи опыта от поколения к поколению. Я думаю, что в Университете ИТМО есть все перечисленные составляющие. И я благодарен оргкомитету SUMIT2014 за приглашение, ведь это мой первый визит в Россию.

Я считаю, что университет может играть огромную роль в объединении людей, и тех, кто желает чего-то добиться, и тех, кто уже достиг успеха. Калифорнийский университет выполняет эту роль в США, а Университет ИТМО имеет все шансы стать главным центром науки и инноваций в России.

 

Пресс-служба Университета ИТМО